Ни что не предвещало беды, когда на широкую сцену игровой индустрии выходил в ноябре 2008 года первый Left 4 Dead. Проект, от которого не ждали ровным счетом ничего, получил бешеную популярность фанатов, приятные оценки критиков и тонны «лайков» по всему миру. И, правда, хороших экшенов на тему умерщвления зомби беспорядочной стрельбой было очень мало. Resident Evil, да отчасти первая часть Dead Rising, вышедшая еще в 2006 году. На РС уж точно все!
Left 4 Dead был хорош своей атмосферой, драйвом, накалом... Выброс адреналина при прохождении четырех миссий в наушниках сложно с чем-то сравнить. Десятки Call of Duty не давали такого предельного экшена, как несколько часов в L4D на высоком уровне сложности.
Новые герои
Вопреки просьбам многочисленных фанатов, Valve не стала сбиваться в выпуск дополнений, миссий, карт, как это часто делают разработчики, собирая дополнительные деньги с продаж. На следующий год они выпускают сиквел, в котором учли все пожелания фанов, свои ошибки и доработали до блеска первую часть.
«Вылизывание» оригинала до кристальной белизны началось еще в самом начале разработки. Вскоре после анонса, появилось первое изображение героев. И данный скрин поверг игроков в прострацию - в сиквеле задействовали не старую четверку выживших, а новую. Многим это не понравилось - многие высказывали свое негативное отношение к данному апгрейду, но Valve проявила твердость характера и продолжила работу.
В итоге, нашему взгляду явились совершенно непохожие новые персонажи: темнокожий житель Саванны по кличке Тренер, автомеханик Эллис, афроамериканка Рошель и карточный жулик Ник. Задумка ясна, разработчики собирались приблизить сиквел ближе к реальности, отсюда и гражданские персонажи. Однако новая четверка заметно проигрывает первому коллективу, и это мы запишем в первый минус.
Внимание к деталям
Сделав поправку на небольшие миссии в оригинале, Valve решили не распаляться на большое количество карт, сделав их предельно насыщенными на события. Каждая миссия состоит из 5 перебежек от укрытия к укрытию, чтобы в финальной схватке сразиться с еще более агрессивными зомби.
Надо признать, Valve отлично работает со своим коммьюнити, прислушивается к фанатам и наблюдает за достижениями игроков во время самого прохождения миссий, чтобы понять, где были неправы, а где нужно доработать. Поэтому в сиквеле была полностью переработана вся система. Игрокам просто предстояло забыть все наработки и проходить Left 4 Dead 2 с чистого листа.
Во-первых, разработчики решили привнести изюминку в сиквел, дав возможность игрокам передвигаться по зазомбированным территориям в разное время суток. Если вы помните, в первой части все было предельно уныло - выжившие, под покровом ночи, как стайка мелких воров совершали перебежки от укрытия к укрытию, и сколько бы их передвижение не занимало времени, все время была ночь. В Left 4 Dead 2 мы проходим миссии и ночью, и днем, в разную погоду, что добавляет реализма в игровой процесс.
Во-вторых, Valve добавили массу оружия, в том числе и множество подручных средств. Зайдя в какой-нибудь дом, вы можете найти сковородку, бейсбольную биту, бензопилу и даже самурайскую катану. В какой еще игре можно почувствовать себя Дунканом Маклаудом?! Арсенал пополнили АК-47, так любимый многими русскими по большинству современных игр, Heckler & Koch, гранатомет... Да-да, вы не ошиблись. Мощная базука на десяток выстрелов очень действенна против толп зомби на расстоянии, но становится головной болью, когда зараженные настигли тебя в маленьком проулке.
Особенно нужно отметить антураж юго-восточного берега, так широко представленного в Left 4 Dead 2. Здесь тебе и канонические луизианские болота, и громадный торговый центр, и парк аттракционов в Нью-Орлеане (большой привет Зомбилэнду), и жестокий шторм... Именно Hard Rain является отличительной чертой и самым ярким штрихом Valve в сиквеле. Точность проработки данной локации приводит в неописуемый экстаз: смена времени и погоды, максимальное внимание к деталям, сложнейшая система подачи патронов и оружия вообще. Все это под нескончаемые завывания почти двух десятков ведьм (а вы должны помнить, как может закончиться встреча с ними).
А еще в Left 4 Dead 2 есть безумная гонка по американским горкам, не менее безумная беготня со сбором топлива в торговом центре, рок-концерт с толпой зомби в виде зрителей. Все это под зажигательный металл... ух, аж дух захватывает. Так и хочется сказать - БЛЕСТЯЩЕ!
Их много и они голодные!
В полку зомби прибыло. К стандартному набору злобного квинтета прибавились три особых зомби: Громила, Жокей и Плевальщица.
Громила выглядит переходной версией от человека к танку, половина его туловища мутировала, но что-то пошло не так, и бедняга остался таким. Но ничего, приноровился. Влетает в толпу выживших, хватает кого-нибудь за шкварник и мутузит оземь, пока другие выжившие приходят в себя.
Жокей еще более неприятный гад. Сам по себе он безобиден, но зато, прыгая вам на спину, он словно умелый кукловод руководит вашими передвижениями, направляя прямо в сердце беснующейся толпы зомби.
Плевальщица была призвана усложнить жизнь кемперам (любителям отсидеться в ванной 2х2 метра и отстреляться пока идет толпа). Забегая в такое укрытие, она плюет в выживших токсичным ядом, сжигающим жизнь в считанные секунды. Но даже если вы ее убили, это не значит, что все закончилось - на ее месте появляется ядовитая лужа... Будьте осторожны.
А ведь еще есть и другие новички: клоун-зомби, что-то вроде предводителя толпы мертвяков, падшие выжившие в комбинезонах, уродцы из трясин, брызгающие в тебя грязью, спасатели в химзащите, восприимчивые к огню... Имя им легион!
Откуда они пришли
Во второй части Valve решили немного приоткрыть завесу неизвестности насчет появления всего этого безо... разнообразия зомби, по всем миссиям и картам разбросаны подсказки, словно элементы большой мозаики. Честно сказать, сюжет здесь достаточно унылый и стандартный, не выделяется он своеобразной изюминкой, являясь обычным фоном к экшену очень высокого уровня.
Режиссер 2.0.
От этого товарища многие ждали почти невозможного, пиарщики обещали, что обновленный «Режиссер» будет переделывать уровень, но в итоге все скатилось в изменение большого количества деталей (присутствие/отсутствие мусорных баков, толп зомби, танков)... Ничего необычного. Хотя нет, на плантации вас будет ждать одна классная вещь - два танка разом.
Пару слов о мультиплеере
Left 4 Dead 2 задумывался в первую очередь, как шутер сетевой, так что мультиплеер поставлен во главу угла в сиквеле. Здесь тебе и жесточайший хард в опции Реализм, и поединок «зомби vs живые» в Versus’е, и Survival, проверяющий ваши способности на все 100%. Да много чего, не жалейте денег, покупайте лицензию - десятки тысяч игроков до сих пор получают кайф на многочисленных картах в мультиплеере.
***
За всем этим безобразием из почти тысячи слов стоит глубокая любовь к Left 4 Dead 2 и уважение к трудам Valve, безусловно. Но ведь есть за что. После потрясающей первой части, конфликта разработчиков с фанатами на предмет отсутствия дополнений и модов, неприятие новой четверке героев, Valve смогли вновь сделать великолепную игру.
Да - она местами является клоном оригинала;
Да - некоторые из решений разработчиков были встречены игроками в штыки;
Но на эти два «да» была выдана целая пачка «прекрасно» после релиза. За динамику, за идею, за прекрасное воплощение, новых зомби, сохранение драйва и атмосферы... Не каждый сиквел сможет похвастаться столь впечатляющим набором плюсов по сравнению с оригиналом... Не каждая вторая часть бывает удачнее оригинала. И пусть не согласятся многие фанаты Left 4 Dead - Left 4 Dead 2 вышла интереснее и динамичнее.