Психологический триллер Layers of Fear, вышедший в 2016 году, сделал небольшую команду Bloober Team из Кракова широко известной и любимой среди поклонников ужастиков. История о сходящем с ума художнике, одержимом своим magnum opus, запомнилась потрясающей сюрреалистичной атмосферой, великолепными детализированными интерьерами викторианского особняка, увлекательной историей и интересной развязкой. Релизом киберпанк-детектива >Observer поляки закрепили за собой звание тонких художников, умеющих ловко играть на струнах человеческой души.
Анонс и последующий релиз Layers of Fear 2 оказался заметным шагом назад – как для самих разработчиков, так и для всего жанра в целом. Взяв за основу старую тему творческих поисков и выбрав протагонистом голливудского актёра, занятого на съёмках фильма на борту океанского лайнера, они весьма предсказуемо и без прежнего задора повторили ровно то, что мы видели в их прошлых работах.
Не быть
Как и предшественница, Layers of Fear 2 сильно полагается на психологизм, пытаясь влезть под кожу художнику, творцу, которым на этот раз является некогда популярный актёр, оказавшийся на огромном корабле по воле амбициозного и жёсткого режиссёра. Игра постоянно рассуждает на тему творческого поиска, погружения в процесс созидания, жертвенной цены, которую порой приходится платить за произведения искусства, но делает это настолько расплывчато и двусмысленно, что уследить за историей удаётся с большим трудом. Приходится изучать каждое воспоминание, каждую записку, внимательно слушать каждый монолог Режиссёра (за которого тут из-за кадра вещает Тони Тодд, безупречно сыгравший Кэндимена), чтобы не потерять блуждающую нить повествования. Без однозначного понимания происходящего, чего удостоится далеко не каждый, Layers of Fear 2 норовит превратиться в набор бессвязных эпизодов.
К сожалению, несмотря на все попытки выстроить вокруг безупречных декораций огромного корабля такое же причудливое, сюрреалистичное и пугающее окружение, Layers of Fear 2 не удаётся погрузить в себя так, как это делал оригинал и Observer. Да, великолепная игра со светом и тенью, изменяющаяся на глазах геометрия пространства, совершенно абсурдные, странные и жестокие сцены порой крепко держат у экрана, но полноценного ощущения сосуществования и сопричастности с героем не возникает.
Разрушает эту иллюзию и бесконечно возникающий бесформенный монстр, появление которого знаменует из раза в раз очередной эпизод с совершенно не пугающей и не напряжённой погоней, которые к последнему акту становятся невыносимо раздражающими. Портят динамику и несколько не очень удачных загадок, которые не очень сложны, но вместо приятной паузы служат скучным неуклюжим стопором прогресса.
Предсказуемость уловок и хорошо знакомый арсенал художественно-выразительных средств Bloober Team слишком часто выпускает игрока из своих цепких ладошек, превращая глубоко персональное психологическое приключение в аттракцион «Комната ужасов» в вашем городском саду, где ты знаешь, что за каждым кривым зеркалом или очередным вывалившимся из-за угла манекеном стоит определённый расчёт. Это развлекает, иногда даже пугает, но по-настоящему уйти в мир игры с головой на этот раз получается едва ли.
Ты создаёшь одну роль и уничтожаешь другую
Несмотря на все её проблемы, оторваться от Layers of Fear 2 трудно – художники и дизайнеры талантливо и детально отрабатывают сеттинг круизного лайнера первой трети XX века и кинематографическую тематику, заставляя с интересом изучать каждый закоулок. Порой игра напрямую занимается реконструкцией сцен из популярных фильмов, чему будут искренне рады синефилы. «Психо» Хичкока, «Семь» Финчера, «Сияние» Кубрика и даже первый научно-фантастический фильм «Путешествие на Луну» Жоржа Мельеса с хрестоматийным кадром попадания снаряда Луне в глаз реконструированы Bloober Team с должным почтением, креативностью и попаданием в общий нарратив.
Особенно хорошо у авторов удалась периодическая стилизация изображения под старую киноплёнку - в отличие от десятков игр, использующий чёрно-белые фильтры и сепию, Layers of Fear 2 не вызывает этими эффектами боль в глазах, да и в целом стараниями команды и движка Unreal Engine 4 он выглядит крайне презентабельно, а иногда и вовсе изумительно.
***
Сюрреалистичные сцены, отсылки к кинематографу, несколько очень круто срежисированных моментов и роскошная картинка дозволяют назвать Layers of Fear 2 достойным психологическим триллером, который стоит внимания большинства поклонников жанра. Увы, для однозначной и безоговорочной рекомендации игре явно не хватает более внятного повествования и каких-то ярких отличий от прошлых работ Bloober Team – для знакомства с их творчеством гораздо лучше подходит первая часть и observer.