Жанр классических мистических хорроров уже давно находится в затяжной стагнации, плененный модными тенденциями, которые диктуют голливудские законодатели вроде «Пилы» и «Техасской резни бензопилой». Времена, когда хоррор был просто жутковатой «бродилкой» и пугал именно сюжетом и атмосферой, давно прошли, теперь бал правит непонятное нечто, сшитое из кусков самых кассовых фильмов ужасов.
Вместо полноценной мистики, которая пугает в первую очередь концептом, задумкой, сегодняшние ужасы заставляют нервно вздрагивать и брезгливо отворачиваться, вместо пугающей идеи предлагающие отвратительное кровавое месиво.
Но иногда встречаются и настоящие самородки. Например, недавний инди-проект Kholat от малоизвестных разработчиков IMGN.PRO, повествующий об одном из самых таинственных происшествий в современной истории - гибели девяти туристов во время экспедиции на вершину годы Холат-Сяхыл. Расследование трагических событий на перевале Дятлова до сих пор не закончено, список версий полнится как тривиальными вроде обычной лавины, так и мистикой из серии «они нашли катакомбы КГБ».
Действие игры раскручивается медленно, неспешно, несмотря на низкую продолжительность полного прохождения. Главный герой прибывает в небольшой городок Ивдель, откуда и начинает свой путь по следам пропавшей экспедиции в поисках ответов. Уже на этом этапе игра дает понять, что это не очередная пугалка вроде Outlast, а очень камерная постановка в себе. Разгуливая по улочкам маленького городка вы не встретите ни единой души, при этом ничего сверхъестественного в самом Ивделе не происходит.
Из города мы попадаем в горную местность, испещренную узкими тропами и редкими плато. Здесь игра начинает трансформироваться в некий симулятор ориентирования на местности, так как имеющаяся карта не отображает положения главного героя. Вроде бы это и логично, однако в первые несколько минут то и дело начинаешь искать заветный маркер, но кроме дорог и основных достопримечательностей не находишь абсолютно ничего.
Куда идти - решаете исключительно вы, однако левелдизайн таков, что так или иначе придется обходить почти все предоставленное пространство, постоянно сверяясь с картой и мрачными видами заснеженной глуши.
Иногда можно увидеть странный желтый туман, опасный для психологического состояния персонажа, а также жутковатых фантомов, оставляющих на снегу яркие следы. За малым исключением все такие паранормальные встречи происходят в порядке чего-то само собой разумеющегося, будто бы нас и не хотят пугать. И это как раз-таки пугает.
Собирая и читая разнообразные записки, мы постепенно проникаемся историей. Разработчики старательно избегают собственных домыслов, стараясь первым делом дать игроку возможность ознакомиться с общепринятыми версиями гибели «Дятловцев», и лишь ближе к середине и концу игры начинают гнуть свою, мистическую линию. Сведения в записках становятся более обрывочными, нарочито субъективными, а происходящее вокруг стремительно приобретает оттенок добротного фильма ужасов десятилетней или даже двадцатилетней давности.
В этом весь Kholat - зачастую непонятно, что правда, а что - вымысел главного героя. Разработчики с самого начала не собираются раскрывать все тайны, а лишь дают наводки, намеки. Именно от осознания абсолютной неизвестности и тайны эта игра может напугать сильнее многих других аналогичных проектов последних лет.
Вдобавок к отлично поставленному стилю повествования игра усиливает эффект благодаря отличной графике на современном движке Unreal Engine 4, который несколько месяцев назад стал абсолютно бесплатен. Конечно, огрехи в оптимизации и общая «сырость» картинки, а также излишняя переполненность современными эффектами и шейдерами может даже оттолкнуть, однако тут на выручку приходит малая продолжительность.
Kholat можно пробежать за какие-то четыре часа, если хорошо ориентироваться, однако игра от этого не кажется пустой или недоделанной. Она длится ровно столько, сколько нужно, и дает именно то, что от нее ждешь - мрачную и таинственную историю, итоги которой можно трактовать совершенно по-разному.