Корнел Киселевич – довольно известная фигура среди фанатов хардкорных классических рогаликов. Основатель крошечной студии ChaosForge в своё время в одиночку создал три похожих и в тоже время достаточно разных RL-конверсий известных вселенных – Diablo, Aliens и DOOM.
Идеи DoomRL он и решил развить в полноценном коммерческом проекте. Пройдя долгий тернистый путь от Kickstarter-кампании и двухлетнего Early Access до полноценного релиза, Jupiter Hell доказывает, что DOOM прекрасно можно подружить с roguelike и без привязки к привлекательной интеллектуальной собственности id software.
И кто меня подбил?
Впрочем, от поразительных стилистических заимствований никуда не деться. Главный герой Jupiter Hell оказывается сбитым над космической базой на одном из спутников Юпитера, Каллисто. Неприятная новость заключается в том, что на базе произошло демоническое вторжение, персонал превратился в одержимых зомби, а охранные системы сошли с ума. Тихонько свалить, стырив звездолёт не является доступной опцией, поэтому взяв в руки оружие, мы отправляемся на зачистку многоярусных и запутанных цитаделей.
Не считая горстки электронных писем на терминалах Jupiter Hell не очень заинтересован в пересказе какой-то увлекательной научно-фантастической истории. Он, как и большинство рогаликов, полагается в первую очередь на богатые игровые возможности, увлекательный процесс и разнообразные подходы к повторному прохождению.
Всего в игре есть три класса: морской пехотинец, техник и разведчик, каждый из который предрасполагает к определённому игровому стилю. Любителям простого и брутального крошева лучше всего подойдёт боевой брат Палача Рока, который лечит себя адреналином за накопленную при убийствах ярость. Поклонникам скрытного прохождения и исследования уровней подойдёт разведчик, умеющий уходить в режим невидимости. Те, кто обожает загребать жар чужими руками и взламывать терминалы лучше всего подойдёт техник – он умеет при случае выпускать дымовую завесу и подзаряжаться от павших роботов.
Чёткое классовое деление подкреплено соответствующими трейтами, которые не подвержены случайной генерации. Из каждого героя можно сделать узкого специалиста своего профиля с предпочтительным набором вооружений, но так или иначе любое прохождение будет связано со зверским и вдумчивым экшеном.
Rip and tear
В своих базовых механиках Jupiter Hell буквально до ужаса примитивен. Управляемый исключительно клавиатурой герой умеет топать строго по клеточкам, а каждое его действие будь это перезарядка, выстрел, перемещение или употребление аптечки практически без исключений будет расходовать ровно один ход, в то время как враги будут действовать с ним одновременно. Важнейшим условием выживания в таких обстоятельствах является правильный поиск укрытий – герой, стоящий за колонной, с лёгкостью контролирует пустой коридор ровно до тех пор, пока противник до него не дошёл. В режиме ожидания персонаж и вовсе может на ход припасть к укрытию, что увеличивает как показатели его защиты так и меткость стрельбы.
Важно понимать и механизм воздействия оружия. Дробовики способны стрелять по площади, но требуют перезарядки после каждого употребления. Винтовки и револьвер калибра 0.44 снабжаются патронами по одному за ход. Пулемёт снабжён ротором и при непрерывной стрельбе увеличивает количество выстрелов в единицу времени. Тонкостей не так много, но знать и понимать их жизненно необходимо.
Инвентарь и количество слотов под пушки строго ограничены, а потому приходиться чутко следить и за своим рюкзаком. Важных и нужных предметов в игре много, а упихать всё в сумку удаётся не всегда и постоянно надо выбирать, что с собой взять – лишнюю аптечку или осколочную гранату, ключ-карту или запасную коробку патронов. Невероятных чудес генератора случайных чисел тут не очень много, а основным инструментом победы здесь являются персональные умения играющего, а не его подопечного. Череда ошибок вроде несвоевременных перезарядок, агрессивной переоценки своих шансов на победу или неверное использование укрытий в перестрелках быстро приведут к рестарту.
RL
Из-за этого Jupiter Hell на первый взгляд может показаться немного однообразным и по меркам рогалика не очень вариативным. Но на самом деле все важные элементы жанра он использует весьма успешно.
Видов оружия не очень много, но существующее деление на редкость шмоток и особые эффекты добавляет к процессу поиска подходящей пушки достаточную глубину и разнообразие. Один и тот же пистолет может, например, наносить дополнительный урон по демонам, поджигать врагов огнём или бесплатно перезаряжаться на ходу. А если какие-то свойства приятного агрегата вас не устраивают, всегда можно поискать дополнительные устанавливаемые модули.
Последовательность локаций и дополнительных уровней чем-то напоминает Returnal, но процедурная генерация даже на пятнадцатом часу умеет подкидывать сюрпризы. Плюс, конечно, Jupiter Hell стилистически действительно напоминает пошаговый DOOM с видом сверху – тёмные коридоры, жуткие демоны, разлетающиеся на куски от критических попаданий и взрывы отлично детализированы по меркам инди-игры от маленькой польской студии.
Дополняет картинку и замечательный звук. Герой любит бросаться в воздух односложными фразами, почёрпнутыми из «Зловещих мертвецов» и «Терминатора», а в качестве саундтрека выступает бодрый хэви-метал. Не уровень Мика Гордона или Бобби Принса, конечно, но тоже очень весёлый и задорный.
***
Jupiter Hell – это буквально DOOM, который породнили с рогаликами. Это довольно сложная, брутальная, яркая и динамичная игра, которая унаследовала от своих родственников и приличный простор к реиграбельности, и адреналиновый экшен. Рекомендовать можно как фанатам классики id software, так и любителям жанра roguelike.