Забавная старая шутка о том, что на бренде Jagged Alliance лежит древнее родовое проклятье, с каждой последующей попыткой возродить сериал кажется всё менее смешной и всё более пугающей. Пока XCOM и его подражатели старательно пытаются вернуть жанру тактических походовых стратегий былое величие, Jagged Alliance вот уже несколько лет с неизменным успехом хоронит любые надежды на достойное продолжение.
В Jagged Alliance: Rage! почти никто не верил, но существовали некоторые оптимистичные надежды, что будет всё не так плохо, как показалось по дебютному трейлеру. Оказалось, что не показалось.
Неожиданная классика
А ведь за некоторые вещи Jagged Alliance: Rage! стоит похвалить – на фоне многочисленных клонов XCOM он смог сделать что-то своё и самобытное. Например, вернуть классические AP, которые даже можно тратить на прицельную стрельбу. Разделил всех наёмников на роли и дал каждому чёткую специализацию – например, старый добрый Кайл «Тень» Симмонс использует маскировку как укрытие, а Иван Долвич силён в рукопашной и стрельбе очередями.
По-настоящему напряжённые и разнообразные вышли сами миссии, которые провоцируют к чёткому выбору стиля прохождения. Где-то приходиться активно тихушничать, где-то надо расторопно проскальзывать за спинами у врагов к единственной цели, а в некоторых местах правильнее начать стрельбу в полный рост.
Наконец, в какой-то степени удачными можно назвать элементы рогалика. Оружие тут клинит и ломается, модификаторы выпадают рандомные, а герои подвержены воздействию негативных статусов в виде ранений, истерий и болезней.
Апокалипсис прям сейчас
К огромному сожалению, Jagged Alliance: Rage! не способен выстроить, в общем-то, неплохие механики, в единую строгую концепцию, поэтому на экране постоянно творится какой-то несмешной цирк. Очень часто враги поражают своим дебилизмом, но иногда по удивительным образом умудряются попадать сквозь две стены вне собственного поля зрения. Подняв тревогу, солдаты противника могут начать бегать кругами у стены, а могут, завидев труп, живо ринуться к вашему укрытию.
Кроме проблем с врагами есть и проблемы с игровым дизайном. Например, здесь нет межмиссионных экранов с полным инвентарём – каждый сундук и шкафчик, каждый труп и ящик надо проверять собственноручно. Пошаговый режим включён всегда, даже когда все враги мертвы, что безумно раздражает. С интерфейсом порой приходится сражаться ничуть не менее ожесточённо, чем с врагами, особенно если на карте много перепадов высот, лестниц и узких проходов.
Наконец, много тут и программного брака. Зависнуть во время вражеского хода игра любит со стабильной периодичностью. Хотя, казалось бы, было бы чему зависать – уровни здесь крошечные, эффекты скудные, а мультяшный визуальный стиль с трудом скрывает копеечный бюджет.
Прости, Дейдрана, мы всё…
При этом от старого Jagged Alliance здесь не осталось почти ничего – любимых героев сделали неудачниками, которые участвуют в какой-том пародийном боевике 80ых, а в их уста вложили безумно клишированные и тупые диалоги. Ни интересных ситуаций, ни экономики, ни гибкой кастомизации или прокачки Rage! предложить не может.
Ближе к концу, правда, как будто наступает маленькое просветление – ты начинаешь понимать странную логику ИИ, проникаешься дизайном заданий, всеми этими забавными фишками с адреналином и выбором тактики, но дожить до этого смогут лишь самые стойкие.
***
Jagged Alliance: Rage! сам по себе слишком слаб, чтобы вдохнуть новую жизнь в мёртвую серию, а как продолжение или даже спин-офф JA он выступает чуть ли не хуже своих кособоких предшественников. Если стерпеть все его многочисленные ошибки, стиснуть зубы и перестать сравнивать с другими играми жанра, от него, наверно, можно получить какое-то странное удовольствие. Но, честно говоря, лучше пойти поиграть в Mutant Year Zero: Road to Eden или Phantom Doctrine.