Дэниел Маллинз – молодец. Нет, лучше так – Дэниел Маллинз просто чёртов гений, пусть это понятие и обесценилось в последнее время. Те, кто знаком с его прошлыми работами, Pony Island и The Hex, конечно, уже могут догадаться, что за новым проектом под названием Inscryption творится какая-то хитрость, но чтобы так ловко провести всех за нос – это надо уметь.
А ещё спасибо Devolver Digital за то, что умеют находить и подписывать такие уникальные проекты. Что, заинтригованы? Не знаем на счёт претендента на звание лучшей игры года, но на самую уникальную инди-игру года Inscryption однозначно тянет.
Хижина в лесу
Главный герой просыпается в хижине, из тьмы которой на него смотрят два злобных глаза. Выхода нет. Рассвет не предвидится. Нас приглашают к столу поиграть в карты. Цена проигрыша – жизнь. Победы? Возможно, свобода.
Местная карточная система устроена в духе горы разнообразных прочих подобных игр, но это не значит, что она не уникальна. Поле расчерчено на четыре линии, на которые нам необходимо выкладывать своих подопечных – животных, по традиции обладающих здоровьем, атакой и при хороших раскладах ещё и каким-нибудь особым эффектом. Сами по себе животинки за бесплатно на сцену не выходят – им требуются жертвы в виде крови. Нашим основным ресурсом в таком случае станут бедные белочки. Сюрприз в том, что в свой ход мы можем сыграть любое число карт из руки, но взять разрешается либо карту из нашей колоды, либо белку из отдельной стопки.
Цель каждого поединка – разбить, буквально, лицо оппоненту, причём баланс боя измеряют жуткие весы. Помимо карт на поле боя могут быть разнообразные препятствия, а ещё предметы поддержки. Например, можно нагло разбить бутылку с запасной белкой или щипцами себе выдрать зуб, чтобы слегка склонить весы в свою сторону. Отдельного ужаса нагоняют боссы, которые нагло подыгрывают себе в бою и обладают сразу двумя жизнями. В обычном бою игроку тоже разрешается проиграть, но только один раз – второй карается гибелью.
Помимо поединков нам придётся перемещаться и по тропинкам этого настольного кошмара, которые содержат элементы рогалика. На своём пути подопечный нашего страдающего застольного гостя может встретить жуткую повитуху, которая спилит из двух одинаковых карт чудище, охотника, который будет продавать шкуры, обмениваемые на новые карты и прочие случайные события. И даже если герой умрёт, жуткий Леший сфотографирует его на память, чтобы создать новую карту, скопировав стоимость, силу и здоровье и эффект из случайных ваших карт.
Встань и осмотрись
Первое мощное открытие Inscryption наступает, когда карты-бедолаги напрямую обратятся к вам с просьбой осмотреть помещение. И да, действительно – в перерыве между боями с видом от первого лица разрешается встать и обследовать хижину, чтобы решить несколько интересных загадок, которые станут крепким подспорьем в победе над Лешим.
Сюрприз в том, что это не будет означать конца игры. Inscryption, согласно местному мета-нарративу, является лишь игрой на дискете, которую случайно нашёл некий блоггер-коллекционер – вставки про него можно было увидеть даже в трейлерах. Но потом за этим… следует ещё одна игра! На этот раз нам нужно победить четырёх повелителей, взяв одну из стартовых колод. Из сельского ужастика игра превращается внезапно в самоироничную ролевую игру пополам с ККИ.
А потом проделывает очередной трюк. И ещё раз. И ещё. В какой-то момент ждёшь, что Дэниел Маллинс войдёт к тебе домой с риторическим возгласом: “A u winning, son?”. Пусть самой проработанной, интересной и глубокой остаётся лишь самая первая часть Inscryption – за счёт постоянного слома четвёртой стены, вращения механик и хитросплетений повествования держаться за неё все двенадцать часов интересно. С переменным успехом.
Тоже самое можно сказать и про визуальный стиль. Игра выглядит не супертехнологично, но ярко и броско, во многом за счёт интересного визуального стиля. Опять же, не все части игры равномерно симпатичны, второй эпизод явственно выглядит как скучный брат Undertale.
А вот звучит игра неизменно потрясающе – местный саундтрек намертво западает в душу, а даже повторяющиеся звуковые эффекты не надоедают до финала.
***
Inscryption – ловко прикидывающийся карточным рогаликом большой повествовательный сюрприз от уникального автора. Пусть не все её элементы по отдельности тянут на важное высказывание, как оригинальный эксперимент игра удалась на все сто процентов. В конце концов, даже просто как атмосферная ККИ на 4-5 часов она выступает очень достойно. Попробуйте, пожалуйста, и только смейте сказать, что это плохо!