После показа на Е3 2016 «мягкого» перезапуска God of War для PlayStation 4, поклонников сериала охватило смешанное чувство радости и беспокойства. С одной стороны, игра выглядела роскошно и отлично вписывалась в новую философию приключенческих игр от Sony, сформулированную проектами студии Naughty Dog. С другой стороны, возникла обоснованная боязнь, что смена тона, формата и наличие постоянного спутника изменит любимый многими God of War до неузнаваемости.
Спешим успокоить всех переживающих фанатов – новый God of War не просто является одной из лучших игр текущего поколения и ярким претендентом на «Игру года», но и, несмотря на отсутствие цифры в подзаголовке, тем самым God of War 4, которого мы ждали все эти долгие пять лет.
Пенсия не удалась
С событий God of War III прошли годы. Уничтоживший почти весь пантеон греческих богов и титанов Кратос уехал далеко на север, дабы отринуть своё мрачное прошлое и начать новую жизнь простым человеком. Призрак Спарты смог найти новую любовь, обзавестись сыном и умерить свой взрывной характер, но в один из злосчастных дней счастливой семейной жизни пришёл конец. Кратос и его сын Атрей отправляются на вершину самой высокой горы, дабы развеять прах жены и матери – и здесь начинается огромное приключение отца и сына, бывшего бога войны и безжалостного убийцы и добросердечного мальчика, не знающего о своём божественном происхождении.
Это трудно говорить в отношении God of War, но одну из центральных тем в нём теперь занимает именно сюжет. Взаимоотношения Кратоса и Атрея развиваются на протяжении всей игры, проходя все стадии сопряжения двух героев с крайне нелёгкой судьбой. Воспитанный матерью, Атрей постоянно вступает в конфликт с отцом, который то ли боится, то ли не умеет демонстрировать отцовскую любовь. Самого же Кратоса, отчаянно скрывающего своё прошлое, гложет чувство вины и страха, что Атрей ненароком может пойти по его стопам.
На фоне истории отца и сына развивается эпическое полотно приключений в мире германо-скандинавской мифологии, которое поражает своим размахом. После плавного и размеренного вступления, длиной в пару часов, игрок отправится почти в полностью открытый мир, а точнее, сопряжение миров, по которым можно будет передвигаться через огромный хаб – Мировое дерево и сеть призрачных врат. При этом Sony провела колоссальную работу по созданию максимально «бесшовного» игрового опыта – в God of War нет привычных экранов загрузки, кат-сцены перетекают в геймплей и обратно, а герои постоянно заполняют неловкую паузу разговорами, сказаниями и легендами.
Чудный мир
Сам мир God of War размашистее, детальнее и интереснее всех прошлых частей сериала, вместе взятых. За каждым углом Кратоса и Атрея ждут спрятанные сундуки с сокровищами, боевые испытания и потрясающие загадки, на максимум использующие все геймплейные наработки новой игры – на поиск всего добра может уйти добрые 50-70 часов, прямо как в знатной RPG, при этом благодаря балансу сложности, интересным историям и постоянно меняющемуся окружению даже в ущерб динамике повествования тебе хочется этим заниматься.
На этом ролевые элементы нового God of War не заканчиваются – кроме опыта, который тратится на изучение новых ударов и способностей, здесь есть множество различных ресурсов, которые позволяют создавать у двух сварливых гномов новые элементы экипировки, которые влияют на параметры героя и его возможности. Именно то, чем снаряжено оружие и в какую броню одеты герои определяет общий уровень персонажа и его стиль боя.
Тем удивительнее наблюдать то, что с появлением множества ролевых атрибутов, God of War остался брутальным, бескомпромиссным слешером, пускай устроен он теперь немного по-иному. Если раньше боевая система была завязана на использование лицевых кнопок геймпада и многочисленных QTE, то теперь она чем-то напоминает Dark Souls – со слабыми и сильными ударами, повешенными на R1 и R2, блоками и перекатами, а также особенностями врагов, которые необходимо внимательно изучать. В филиал From Software, однако, оно не скатывается – благодаря новому оружию, топору Левиафану, который можно метать во врагов и возвращать одной клавишей, смачным добиваниям, «режиму ярости» и наличию Атрея, процесс изничтожения противников выглядит в разы динамичнее и брутальнее.
Отдельное удовольствие в God of War следить за эволюцией возможностей героев – если поначалу Кратос может лишь довольно лениво размахивать топором, а Атрей неловко постреливать во врагов из слабенького лука, то ближе к концу игры парочка превращается в настоящую слаженную команду, где наш сынишка ловко ставит подножки противникам, бесстрашно прыгает им на спину и лупит чародейскими стрелами, пока остервенелый Призрак Спарты крутит невероятные комбинации, дополняя свои атаки стихийными ударами.
Благодаря многообразию возможностей, шикарному тактильному ощущению от ударов, великолепным анимациям и ролевому развитию, сражаться в God of War не надоедает даже к двадцатому часу игры, а на освоение всех премудростей и хитрых схем у среднего игрока может уйти даже больше времени.
На протяжении всех этих часов не сходит и удивление по поводу технологичности God of War – серия всегда оставалась на острие возможностей консолей Playstation, но на этот раз Santa Monica буквально превзошли себя. God of War – это огромная, живая игра, с изумительной детализацией окружения, потрясающим освещением, настоящим правдоподобным снегом под ногами и расчленёнкой, которой позавидовал бы Doom. Даже на обычной PS4 игра выглядит совершенно крышесносно, а уж представить наслаждение обладателей PS4 Pro, которым доступен HDR и повышенное разрешение и вовсе не представляется возможным.
***
Не считая размазанного на нечеловеческий хронометраж повествования и не самой удобной камеры, God of War – это практически идеальная приключенческая игра, в которой нашлось место как для интересной увлекательной истории, так и для изумительного геймплея, мастерски сочетающего в верных пропорциях бои, прокачку, исследование мира и решение загадок. В эту игру вложено столько таланта, сил и стараний, сколько хватило бы, вероятно, на все предыдущие God of War – и её хочется рекомендовать абсолютно всем, как новичкам, у которых никогда не было дома консолей Playstation, так и старым преданным фанатам серии.