Задолго до появления Dark Souls и рождения бесконечного сравнения сложных игр с хитами от FromSoftware в лексиконе геймеров существовало понятие ‘Nintendo Hard’. Термином, обозначающим экстремально трудные, практически непроходимые проекты, мы обязаны классике 8-битной консоли NES, более известной в СНГ под нелицензионным брендом Dendy.
Одним из самых ярких образчиков Nintendo Hard был Ghosts n’ Goblins – двухмерный платформер от Capcom, вышедший в 1985 году. С тех пор у серии случился отличный сиквел Ghouls n’ Ghosts и несколько менее заметных продолжений и спин-оффов. Решив ярко отметить 35-летие именитой франшизы, Capcom при непосредственном участии Токуро Фудзивары, создателя оригинальной игры, выпустила Ghost ‘n Goblins Resurrection – сначала на Nintendo Switch, а теперь и на всех прочих платформах. Удался ли духовный наследник зубодробительной классики или это очередная поделка, паразитирующая на громком имени? Чтобы разобраться в этом вопросе, мне пришлось пережить множество моментов отчаяния, боли и, что удивительно, большого наслаждения.
Опять украли
Ghosts ‘n Goblins Resurrection буквально с порога бьёт по ностальгии, дословно и покадрово повторяя прежнюю завязку – злой король демонов похищает у рыцаря Артура его возлюбленную, прекрасную принцессу. Надев фирменный доспех, бравый господин отправляется в погоню, минуя уровни, заполненные до краёв врагами, хитроумными ловушками и секретами.
Пройти весь путь от знаменитого кладбища до логова главного злодея – задача ничуть не менее трудная, чем тогда во времена NES и SNES. Сэр Артур для героя платформера довольно неуклюж – бегает он весьма неторопливо, двойным прыжкам, рывкам и подкатам он тоже не обучен. И крепышом протагониста тоже не назвать – броня Артура выдерживает от силы пару попаданий, после чего разваливается, а любой контакт с противником отбрасывает его в сторону (читай – очередную пропасть). Щеголяющий же в милых семейных труселях рыцарь и вовсе погибает от любого тычка.
Получить урон в Ghosts ‘n Goblins Resurrection же проще простого. Враги прут неостановимыми, бесконечными толпами, вылезая буквально из-под земли и появляясь со всех сторон экрана. Контролировать надо не только бесконечный поток разномастных чудовищ: зомби, привидений, огров, вампиров и чертей, но и окружение. Разрушающийся пол, падающие с потолка предметы, крутящиеся платформы – полный комплект сюрпризов гарантирует, что первые несколько попыток добежать до контрольной точки окончатся провалом. Апофеозом каждой из пяти игровых зон является огромный босс, созданный в лучших хардкорных традициях. Целые связки неприятных атак, невероятные способности по сокращению дистанции и огромный запас здоровья не дадут заскучать даже самым мастеровитым ветеранам. Я ведь не забыл сказать, что прохождение каждого уровня ещё и ограничено таймером?
GET THE KNIFE!
Бороться с нечистью предлагается такими же старыми дедовскими методами. Поначалу Артур умеет бросаться во врагов метательными копьями, но затем может найти себе что-нибудь посерьёзнее. Или наоборот, нечто максимально бесполезное – в тщетных поисках верного орудия убийства порой буквально молишься на выпадаемые с врагов предметы и содержимое редких сундучков. Которые – ХА-ХА – вместо обновлённого комплекта брони или хорошего оружия могут таить в себе злого колдуна, кидающего проклятия. Нет лучшей участи, чем быть превращённым в жабу в самый разгар ожесточённого боя!
Слегка облегчает страдания разнообразная магия. Находя на локациях милых пчёлок, игрок может открыть себе доступ к размашистому древу заклинаний – от призыва грозного шторма до создания теневого двойника, повторяющего твои атаки. Без сбора сияющих насекомых, что тоже сопряжено с определёнными трудностями, выживание в мрачном фэнтезийном Средневековье Ghost n’ Goblins становится практически невозможным. В особенности во втором прохождении, открывающем истинную концовку.
Персонифицированный кошмар
Конечно, совсем без послаблений для новичков Resurrection не обходится. Четыре уровня сложности предлагают гибкий диапазон глубины страданий: если хочется по-настоящему испытать себя и увидеть живую реинкарнацию оригинальных игр, то стоит выбрать уровень Legend или Knight. Хочется справедливых, но всё ещё ярких трудностей – добро пожаловать на Squire. Нет сил и желания заморачиваться, наслаждаясь симпатичным и стильным платформером – для вас придуман легчайший режим Page.
Даже в таком бессмысленном и почти кастрированном виде – без врагов, с приличным запасом здоровья и возможностью возрождения прямо на месте гибели, Ghosts n’ Goblins вполне способен доставлять удовольствие. Созданный на RE Engine (Devil May Cry V и все Resident Evil после 7-го) Resurrection бережно сохраняет фирменную мрачно-сказочную атмосферу оригинала, а выбранная стилистика в виде книжных рисованных иллюстраций придаёт ей дополнительного шарма. А уж новые аранжировки старого саундтрека и вовсе звучат замечательно.
***
Ghosts ‘n Goblins Resurrection – это прекрасная модернизация культовой классики, которая привносит новые детали, но не предаёт ни одну из идей оригинала. Для тех, кто вырос на 8-битных играх Capcom такая игра является превосходным подарком, а вот новое поколение может не оценить всей её олдскульности. Особенно за такой достаточно кусачий ценник.