Поляки из 11 bit studios, кажется, нашли для себя призвание – проверять игроков на моральную гибкость и способность к принятию трудных этических решений. Вслед за This War of Mine, симулятором выживания группки людей в городе, охваченном гражданской войной, они выпускают Frostpunk – градострой, в котором необходимо не просто бороться за благополучие вашего города, но и постоянно идти на жертвы ради благой цели.
А ты такой холодный
События Frostpunk разворачиваются в конце альтернативного XIX века, в котором произошло сильнейшее глобальное похолодание, стоившее жизни миллионам людей. Вы и группа выживших основывают город у найденного генератора, отапливаемого углём – и начинаете новую жизнь в суровом обледеневшем мире.
Главной задачей градостроителя является забота о ресурсах – уголь идёт на поддержание тепла, сталь и дерево используется в строительстве и исследованиях, особые редкие ядра пригождаются при создании сложных инженерных сооружений, а пищей кормятся жители. Угольные шахты, больницы, обогреватели, домики охотников – чтобы выжить, постепенно приходиться обустраивать наш город полезными учреждениями, выстраивая их радиально от горячего сердца города – огромного генератора.
Люди являются не менее ценным ресурсом, чем какие-нибудь деревяшки – причём если сбором угля из развалов могут заниматься все кому не лень (и даже, если будет надо, дети), то во многих зданиях могут работать лишь квалифицированные инженеры. В условиях лютого холода рассчитывать на пополнение населения не приходится – только лишь засланные разведчики могут привести с собой найдёнышей.
Дефицит в Frostpunk мучает практически всегда – то не хватает еды, то стали, то лютый мороз останавливает работу особо чувствительных к прохладе зданий. Не меньше проблем возникает с жителями – на холоде они могут заболеть, а некоторые производства достаточно травмоопасны. В результате любому мэру приходится столкнуться со смертями, болезнями и инвалидами, потерявшими конечности из-за обморожений или аварий на производстве.
Работать, негры
Именно то, как вы будете вести себя с жителями и выделяет Frostpunk от всех прочих градостроительных симуляторов. Игроку, кроме размашистого древа технологий доступна не менее развесистая паутина законодательных инициатив, которые заметно влияют на жизнь города. Пожертвуем ли мы надеждами горожан и их спокойствием и дадим им отдохнуть ночью или объявим срочный сбор, заставив вкалывать пару дней подряд? Оставим ли мы цветам жизни счастливое детство или погоним на работу, где их ждут болезни и несчастные случаи? Построим ли мы полноценное кладбище, чтобы поминать усопших или будем складировать их в специально оборудованном сугробе, откуда трупы можно вынимать для, гм… нужд?
Ответы на эти и многие другие вопросы кажутся очевидными в обычной жизни, но когда на улице -80 градусов по Цельсию и заканчивается еда, очень тяжело сохранять свой моральный облик незапятнанным. Не помогает даже то, что разработчики наградили каждого жителя индивидуальными чертами – ты просто не позволяешь себе думать о людях как об отдельных личностях, как ты делал это в This War of Mine. Здесь буквально каждый является винтиком в большом механизме по выживанию сообщества – и там где падёт один, неизбежно должен встать другой, а иначе умрут все.
Драматизм и накал страстей поддерживается максимальной рельсовостью Frostpunk – каждый из трёх доступных сценариев практически не предусматривает никакого креатива со стороны игрока и до определённого момента не дозволяет ему проявлять какую-то инициативу. Только лишь путём проб и ошибок вы поймёте, как именно функционирует здешняя экономика и выживание, дабы выработать чуть ли не единственно правильную стратегию поведения и развития. Скучать в это время, конечно, не придётся, но и большого запаса для повторных прохождений у Frostpunk нет.
Зато достаточно легко сказать, что он является одним из самых красивых градостроительных симуляторов. Смотреть на то, как люди, пробираясь через сугробы, идут собирать доски, тихонько бредут после работы в свои скудные жилища и как тает снег вокруг работающего генератора можно вечно.
***
Frostpunk – это суровый градостроительный симулятор, который променял свободу самовыражения на жестокий холодный мир, где каждую минуту надо делать трудный моральный выбор и заботиться о выживании людей в тяжелейших нечеловеческих условиях. Возможно, это далеко не самая интересная стратегия, но как и This War of Mine, эмоциональная вовлечённость и трагизм заставляют проникнуться творением 11 bit studios всей душой.