Если вы владеете хоть одной консолью нынешнего поколения, (нормальной, Wii не в счет) то наверняка знаете - а, может, и учувствуете - о непрекращающемся споре «какой рейсинг-симулятор лучше: Gran Turismo или Forza Motorsport?». Обе стороны, разумеется, свято уверены в своей правоте и ни на минуту не готовы признавать правду за другими - и так идет уже несколько лет. Жаль, но в этом году очередной виток борьбы так и не настал - Gran Turismo объявил о себе посредством непонятного дополнения, а Forza Motorsport вообще не почтила нас своим вниманием: правда, разжилась спин-оффом под названием Forza Horison.
Ветер в харю, я х…
С первых же секунд игра показывает, простите, «хардкорщикам» и «любителям реализма» большой средний палец: здесь нет этих стопроцентно симуляторских ужасов, вроде калибровки третьего поршня двигателя и прочих радостей, которые так любимы несовершеннолетними игроками, до папиной девятки еще не доросшими, но уже жаждущих отдаться сублимации в роли водителя автомашины. Нет, Forza Horison обладает довольно низким порогом вхождения (есть даже бегущая полоса, указывающая оптимальный маршрут движения, но, вообще, отключите ее, не позорьтесь) и призвана делать только одно - приносить счастье.
В руках руль, а впереди - бесконечная полоска горизонта; окна закрыты, но ветер свободы все равно дует в лицо. Вы вращаетесь посреди бескрайнего пустынного островка жизни - кругом дороги и куда вы сегодня отправитесь - не знает никто. От Forza Horison идет такая мощная аура беспечного счастья, что куда там Easy Rider. Ролики не зря напоминают документальные кадры с океанских курортов: все пьют, активно слушают ужасную музыку, а на следующее утро садятся в машину покорять дорогу; этот, истинно американский дух вседозволенности, почему-то дотягивается до людей любой национальности. Видимо, свобода - понятие космополитичное.
Разумеется, просто так слоняться по штату не надо - здесь множество секретов, приключений и таинственных трасс. Можно отправиться на поиски раритетной машины (только быстрее, вы не одни ведь), можно участвовать в нелегальных гонках или собирать купоны для скидок. Помимо вас дороги бороздят еще множество участников - в любой момент можно вызвать противника на дуэль. Что характерно, от класса чужой машины зависит ваш заработок - так что не обольщайтесь, обыгрывая копеечные «хендаи», вы на «бентли» не заработаете.
Фестиваль из бестиария
В основе Forza Horison лежит простая идея - раз в год все гонщики страны съезжаются на фестиваль: себя показать, на других посмотреть. Мы берем на себя роль безымянного новичка в отвратительной белой майке, еле успевшего к отбору - игра, собственно, и начинается с того, что нам надо попасть в список из 250 участников; приезжаем, понятное, дело последними. Несмотря на внешний вид главного героя, мы сразу попадаем в расположение диспетчерши, которая, строго говоря, должна следить за ходом работы - а вместо этого постоянно фонит в левом ухе.
Зато расскажет о самом важном: гонок на фестивале много и все делятся по цветовым рангам - грубо говоря, чтобы получить право выступать на «фиолетовых» трассах, придется много работать и ездить. Авторитет здесь получается несколькими путями и все довольно проблематичны - можно эффектно ездить и зарабатывать очки престижа, можно участвовать в официальных битвах или раз за разом штурмовать рекламные заезды (почему-то особенно сложные). Всегда есть, чем заняться - помимо официальных соревнований, в игре есть и внутренняя гоночная иерархия. Вообще, Forza Horison уделяет много внимания персонажам - кучи выдуманных гонщиков с апломбом, регулярными заходами на радиопередачи и бесконечными шпильками в адрес «новичка, о котором все говорят».
Тазы валят
Как и в любой приличной игре, здесь есть тюнинг и доставшаяся по наследству таблица с ворохом цифр и графиков. Поэтому, если содержимое под капотом машины так же изучено вами, как и поверхность Марса, а эти жуткие переплетениями трубок вы принимаете в качестве колючей проволоки, в игровой гараж лучше вообще не соваться. Визуальный тюнинг - минимальный, основная кастомизация идет внутри, а тут не каждый справится. Очень велика вероятность траты огромных сумм на улучшения - и горестное понимание, что какой-то параметр сбился, и теперь ваш дорогущий Ford GT на трассе ведет себя не лучше, чем «Лада Калина» в сильный гололед.
Для полного, видимо, счастья разработчики еще добавили понятие классовости - каждая машина прикреплена к какому-то своему значению, и далеко не всегда он соответствует выбранной гонке. В итоге, гараж заселяется транспортами на все случаи жизни (я, например, отдельной строкой держал авто для «гонок с хэтчбеками, класса Б»), что немножко раздражает - к каждой надо привыкать.
***
Однако, главная прелесть Forza Horison в том, что с ее приходом вечный спор о Forza Motorsport и Gran Turismo можно легко закрывать - они оба проигрывают; лучшая гонка мира здесь, перед нами.