Очередной части именитой серии тактических ролевых игр Fire Emblem ждали на Nintendo Switch с особым пристрастием. И не только потому что с последнего появления «Эмблемы огня» на домашних консолях прошло слишком много времени, но ещё и из-за внушительного кредита доверия, заработанного последними частями для Nintendo 3DS, в особенности Fire Emblem: Awakening.
Fire Emblem: Three Houses полностью оправдывает и томительное ожидание, и сладострастное предвосхищение того, что сейчас ты погрузишься в огромную, масштабную и увлекательную игру, на полное прохождение которой вполне легко угробить пару сотен часов.
Да, учитель
Как известно, управление своими подопечными и война всегда были душой и сердцем сериала и Three Houses не отступает от старой доброй формулы. Однако теперь акцент на социальной симуляции в Fire Emblem силён как никогда, да ещё и подкреплён тайм-менеджментом.
Главный герой становится наставником в монастырской школе, пытаясь обучить своих студентов всем премудростям жизни и военного дела. Есть лишь один нюанс – практически в самом начале приходиться выбрать один из трёх Домов, ближайшим аналогом которого хочется назвать факультеты из одной известной школы чародейства и волшебства. Этот выбор влияет и на историю, и на игровой опыт, и на цельное восприятие, что в случае с Fire Emblem особенно актуально.
На первый взгляд подопечные любого дома кажутся типичными болванчиками – вот бахвалистый вояка, вот девочка-пай, тут у нас благородный рыцарь голубых кровей. Но как только ты начинаешь познавать героев ближе, общаться с ними и сплачивать в коллектив, появляется невероятное ощущение сопричастности и глубины. Они перестают быть просто боевыми юнитами, а становятся полноправными членами команды, личностями, прямо как в хороших jRPG.
Буквально как в серии Persona, каждый день профессора расписан. Сегодня мы тренируемся бою на мечах, завтра – немножко воюем, послезавтра – читаем лекцию. Самые же главные эпизоды связаны со свободным временем, когда ваш герой можно походить по монастырю и пообщаться со своими подопечными с глазу на глаз. Здесь вас ждут и побочные квесты, и душещипательные беседы и самые разные совместные мероприятия вроде хорового пения или чаепития.
Буквально каждое действие и выбор занятия повлияет на игровой процесс – у хорошего Профессора и ученики познают науку быстрее, и экзамен на получение класса сдают успешнее, да и с других Домов появляется шанс переманить кого-нибудь посмышлёнее и симпатичнее. Порой социальные взаимодействия льются через край, превращая Fire Emblem: Three Houses в какой-то нездоровый масштабный Sims, но назвать это чем-то плохим язык не поворачивается. Игра крайне неспешно, очень аккуратно и ненавязчиво создаёт из вашего класса настояшую прочную семью со сложными коллективными отношениями из дружбы, любви и соперничества. Терять своих воспитанников после такого вдвойне больно и трагично – хотя перманентную смерть в этой части можно по умолчанию отключить.
Пора в бой
Когда время в школе наконец заканчивается, Fire Emblem: Three Houses превращается в привычную тактическую стратегию. Несмотря на персональные предпочтения каждой из трёх сторон в бою, в целом процесс универсален – лучников и магов выставляем в задних рядах, крепких мечников и копейщиков – в авангард, а ловкие летучие отряды держим под рукой.
В сравнении с всё ещё хардкорными Fire Emblem: Fates и Awakening, разработчики сильно опустили в правах нетранзитивный оружейный треугольник, ставший фирменной чертой серии. Мечи всё ещё лучше топоров, а топоры лучшей копий, которые лучше мечей исключительно в рамках дополнительной прокачки. Если раньше игра в большей степени напоминала шахматы и заставляла контролировать не только ближайший ход, но и несколько возможностей наперёд, то теперь, как минимум на нормальном уровне сложности, совершить фатальную ошибку стало в разы сложнее.
Приятным нововведением стала возможность добавлять к вашим героям батальоны поддержки, которые могут блокировать урон и дают дополнительные комбинации и способности. Против рядовых противников эта механика применяется редко, зато в сражениях с крупными и злыми врагами это не раз спасёт студентам жизнь. В любом случае, бои по-прежнему остаются достаточно увлекательными, особенно те, что выдаются по сюжету – уж там точно есть простор и для планирования, и для тактического гения.
Нет на вас XCOM
И какой бы увлекательной и масштабной не являлась Fire Emblem: Three Houses, увы, без недостатков не обошлось. В первую очередь претензии хочется предъявить к интерфейсу и шрифтам, которые делают глазам особенно больно при игре в портативном режиме, а также, как бы это не звучало абсурдно, к дизайну уровней. Да, основные битвы чаще всего проходят на весьма занятных картах, с кучей всяких мостов, кустов, узких проходов и стен, что заставляют постоянно думать о тактике. Но вот арены для побочных заданий повторяются из раза в раз, что сегодня смотрится довольно архаично.
И ладно бы движок у игры был какой-то ультрасовременный и обрисовывал сотни солдат на пересечённой местности – если анимации, спецэффекты и герои выглядят крайне достойно, то типичное схематичное изображение отрядов с видом сверху смотрится откровенно бедновато – тут вам и пожухлые текстуры времён PS3, и квадратурное окружение, и странная цветовая палитра в комплекте.
***
Fire Emblem: Three Houses – это масштабная тактическая ролевая игра, которая грамотно комбинирует боевой геймплей и социальный симулятор. И пускай болтологии здесь стало больше, а действительно увлекательных и интересных сражений – меньше, игра стала ещё на шаг ближе к массовому игроку, не превратившись в скучную безликую попсу. Обязательное приобретение для всех владельцев Nintendo Switch и очередной (кажется, пятый) навязчивый повод всё-таки приобрести эту консоль.