История Final Fantasy XII – яркий пример того, что худшим врагом любого сериала являются его оголтелые фанаты, которые крайне ревностно относятся к любым отступлениям от канонов. Огромный бюджет, пятилетний цикл разработки, новые интересные механики и нетипичный для серии серьёзный тон повествования не помогли игре повторить успех её предшественницы, Final Fantasy X и её продолжения, X-2. В результате FFXII продалась тиражом чуть больше, чем пять миллионов копий (для сравнения – FFX купили более восьми миллионов раз), и, несмотря на крайне позитивные оценки прессы, её поразительно быстро предали забвению.
Возможно, Final Fantasy 12 вечно находилась бы на кладбище непризнанных шедевров, если бы Square Enix не решилась на производство ремастеринга для PS4, за что ей хочется сказать огромное спасибо. Теперь у многих появился ещё один шанс оценить лебединую песню сериала Final Fantasy в том размашистом и масштабном виде, в котором она когда-то находилась.
Японский гамбит
Это удивительно утверждать, но за прошедшие одиннадцать лет с момента релиза Final Fantasy XII у неё так и не появилось конкурента, которого можно было бы с лёгкостью поставить с ней в один ряд. По количеству новых идей, оригинальных механик и собственных изобретений она стоит от всей серии особняком, за что многими поклонниками игры её принято было ругать.
Например, FF12 полностью утилизировала стандартную пошаговую статичную боёвку, изменив её более динамичную и ориентированную на экшен в реальном времени. Тем не менее, action\RPG, как многие её коллеги, игра не стала – здесь по-прежнему приходится ловко управлять поведением персонажей и контролировать их порядок и образ действий. Эта система получила название «Гамбиты» и её стоит назвать одним из самых изящных решений Square Enix – с одной, стороны, вы не управляете героем напрямую, но с другой – это и не сухой набор последовательных действий. В каком-то бою вам нужно задать вашим подопечным более агрессивную тактику, в другом – стараться играть от обороны, излечивая ранения, и гибкость системы гамбитов даёт именно ту стратегическую глубину и разнообразие, которое часто неподвластно однообразным косным jRPG. Похожую систему управления можно найти, например, в Dragon Age: Origins, но та по степени удобства, и вменяемости заметно уступает аналогу из FF12.
Дополнением к гамбитам стала International Zodiac Job, до ремастера доступная только в азиатском регионе. В оригинале каждый персонаж мог использовать любые способности и любое оружие, что к концу игры выливалось обычно в жуткий оверпавер, когда толпа приключенцев могла просто завалить чувствительного к холоду босса спамом близзаги. Теперь же один герой вправе оформить себе лишь две профессии из двенадцати, что заставляет относиться к развитию персонажей и к боям гораздо более ответственно.
Ивалис, любовь моя
Другая ключевая особенность Final Fantasy XII – большой красочный живой мир, который ощущается практически как оффлайновая MMORPG, причём скорее с позитивным, чем негативным подтекстом. Герои в реальном времени топают от одних зон до других, могут сами по желанию вступать или игнорировать встречи с врагами, исследовать тайные тропки и заброшенные пещеры, в которых обязательно найдутся сильные враги и достойная награда. Никто не держит вас за ручку и не ведёт хожеными путями, в отличие от других частей сериала, где кроме случайных встреч и сюжетных пещер исследовать было нечего. Схематичный игровой мир с глобальной картой чуть ли не впервые в серии превратился в мир настоящий, пускай и наполненный не таким количеством деталей, который бы хотелось, особенно сейчас, в 2017 году.
Лёгкую пустоту с лихвой окупает история и персонажи, а также фирменные CGI-ролики, ставшие к Final Fantasy XII уже отдельным видом искусства. Вместо типичной истории взросления и любви, которые были всегда основными темами почти всех частей сериала, события FF12 посвящены подковёрным дворцовым интригам и партизанской борьбе маленького государства с большим захватчиком. При этом всё-таки игра не забывает о том, что она является «Последней фантазией», поэтому юношеской бравады и залихватских приключений здесь вполне хватает. Самое же важное в местном сценарии то, что ты, как и прежде, быстро привязываешься к её героям, пускай и примерить их личные проблемы удаётся не всегда, да и место персональной драме здесь уделяется не очень много.
Remasterstation 4
Огромной удачей является то, что создатели ремастера прекрасно понимали, что требовалось от переиздания, и Final Fantasy XII: The Zodiac Age этой связи выглядит даже лучше, чем замечательный сборник Final Fantasy X\X-2 HD Remaster. Помимо бережно перезаписанного саундтрека, звука 7.1, вычищенной до последнего пикселя картинки и контента из японского релиза 2007 года, в игру добавили несколько очень приятных вещей.
Например, хочется искренне пожать руку тому человеку, кто изобрёл включаемое по нажатию одной единственной кнопки четырёхкратное ускорение времени. Долгие переходы между локациями и чрезмерно затянутые анимации в бою теперь можно попросту проматывать в турбо-режиме, что здорово экономит время, которого сейчас попросту не хватает, особенно когда речь идёт о jRPG на сто часов. Не меньше радует и функция автосохранения между локациями, которая гарантирует то, что вы не потеряете последние два часа прогресса из-за глупой ошибки или собственной невнимательности.
Есть здесь фишки не только для новичков, не видевших оригинала, но и для ветеранов серии – два режима «Новая игра+» и режим испытаний смогут бросить вызов даже прожженному профи. Всё это является прекрасным поводом не только приобщиться к живой классике жанра, но и вернуться в любимую игру после долгой разлуки.
***
Final Fantasy XII: The Zodiac Age содержит почти всё, чтобы показать игрокам один из веховых столпов jRPG и дать этой незаслуженно забытой и неизвестной многим части великого сериала второй шанс. За декаду многие идеи из FF12 ушли в тираж, другие – устарели, третьи же умудряются удивлять и радовать до сих пор. Эту игру очень легко искренне любить или чистосердечно чихвостить за многие спорные моменты, но относится к ней равнодушно почти нереально.