Последние годы Square Enix активно занимается переизданием хитов нашего детства. Final Fantasy IV-X и множество громких игр времён SNES и PS1 доступны практически на всех возможных платформах, а FF VII совсем недавно и вовсе удостоился замечательного ремейка.
Final Fantasy Crystal Chronicles образца 2003 года была не самой желанной, но безусловно замечательной кандидатурой на обновление. Когда-то эксклюзив Nintendo GameCube был одной из немногих игр, использовавших Game Boy Advance в качестве контроллеров – для организации локального мультиплеера для четырёх человек.
Тогда, особенно у нас, иметь дома GameCube, специальные шнуры и GBA в придачу было роскошью и редкостью, а потому оценить игру полноценно явно могли далеко не все. Final Fantasy Crystal Chronicles: Remastered Edition должен был решить эту проблему путём современных технологий, но, к сожалению, именно по этой части он свою задачу провалил.
Удушенный мир
Final Fantasy: Crystal Chronicles случился в очень интересное время – когда Square Enix наконец смогли найти общий язык с Nintendo, с которой произошло очень недоброе расставание на фоне миграции Final Fantasy 7 с грядущей N64 на Playstation. Недавно созданная компания тогда решила сделать ни на что не похожий, новый опыт в рамках своей популярной серии.
В мире Crystal Chronicles природа заражена проклятыми испарениями – Миазмом. Несмотря на чрезвычайную токсичность, миру удалось выстоять, благодаря магическим кристаллам, сдерживающим отравляющие пары. Соответственно, мир нуждается в героях, бравых приключенцах, которые будут перезаряжать волшебные камни и рассеивать подступающую гадость. Глобального зла, главного героя, какой-то финальной цели по сути нет.
Весь сюжет можно буквально начертить на рукаве пиджака. В остальном история познаётся только через мифологию и детали, вычленяемые из разговоров с NPC, воспоминаний и квестовых задач.
Вперёд, в поход
Мощный и масштабный сюжет – не единственное, что пострадало от переезда игры в формат мультиплеерного приключения. Большинство ролевых и боевых элементов серии попросту канули в лету, чтобы многопользовательский режим работал корректно. В самом начале нам предлагается выбрать один из условных классов – рыцарь, воин, маг или разбойник. Идея состоит в том, чтобы собрать команду друзей, разделяя роли – и тем побеждать. Final Fantasy Crystal Chronicles поощряет эксперименты и взаимодействие, но в одиночку всё это не работает. Даже игрока, таскающего чашу с кристаллом, заменяет глупый мугл.
Каждый поход игрок может находить особые сферы, которые и даруют какие-то навыки или магию. В конце забега все эти улучшения обнуляются, хотя после каждого задания разрешается выбрать какую-либо награду, увеличивающую запас здоровья, размер инвентаря или возможность пользоваться каким-то умением навсегда. И также можно собирать предметы для создания оружия и доспехов, повышающие характеристики героя.
Но всё это не имеет значения, потому что в соло игра превращается в довольно занудную Action/RPG, в которой порой приходится снуло давить кнопку атаки и фармить необходимые ингредиенты для апгрейда. В мультиплеере всё это раскрывается в совершенно иных красках и ремастер прям-таки напрашивался на качественную реализацию именно кооперативного режима.
Увы, Square Enix этого добиться не смогла. Во-первых, в игре теперь почему-то отсутствует локальный кооператив. Для PS4-версии это простительно, но для Nintendo Switch это напрашивалось как само собой разумеющееся. Во-вторых, прогресс прохождения сохраняется исключительно у того, кто приглашает – гости приходят и уходят только ради самого процесса. Наконец, процесс создания лобби, особенно на гибридной консоли Nintendo, сопряжён с миллионом проблем, включая рассылку специальных кодов и заканчивая периодическими отключениями связи. Похвалить можно разве что за кросс-плей – здесь вполне реально собрать пару человек с iPad, с PS4 и Nintendo Switch в одной группе. Кроме того, обладатели бесплатной демоверсии могут совершенно законно присоединяться к купившим полноценный релиз. Спасибо.
Красоты того века
В своё время на GameCube оригинальная Crystal Chronicles выглядела, конечно, очень достойно. Яркая, занятная, весьма оригинальная стилистически, это была первая игра серии после Final Fantasy 6, доступная для приставок «Большой N», и не оценить её по достоинству было нельзя.
И, конечно же, Remastered Edition в меру своих сил старается воспроизвести эту красоту на новом технологическом уровне. Но надо понимать, что это всего лишь ремастер, а не ремейк и одними подтяжками текстур, высоким разрешением и обновлёнными спецэффектами возраст игры, которой исполнилось семнадцать лет, скрыть не удаётся. Бонусный контент и обновлённый интерфейс, дополнительные главы и подземелья – это, конечно, хорошо, но оценить его смогут разве что преданные фанаты.
А вот саундтрек, без преувеличения, у Final Fantasy Crystal Chronicles: Remastered Edition даже по сегодняшним меркам, получился выдающимся. Куми Таниока в равных пропорциях смешала этнические, преимущественно шотландские и восточные мотивы, свистульки и вкрадчивые ударные. Чем-то музыкальное полотно навевает лёгкие воспоминания о прежних частях The Legend of Zelda – и это, безусловно, комплимент.
***
Final Fantasy Crystal Chronicles: Remastered Edition отлично подойдёт в качестве многопользовательского оригинального опыта, но вот как одиночная Action/RPG она получилась устаревшей ещё на момент выхода оригинала. Сказывается и отсутствие ролевой глубины, и тактического разнообразия и единого, проработанного сюжета. Если вы сомневаетесь в покупке, попытайте счастье в бесплатной пробной версии и пригласите друзей – в противном случае, деньги лучше отложить для чего-то более стоящего.