Крошечная испанская студия Deconstructeam буквально ворвалась в 2018 году в широкое информационное поле с релизом их второй игры, киберпанкового приключения The Red Strings Club. О трёх независимых разработчиках из Барселоны наконец-то заговорили за пределами скромного фандома – и теперь, пока в недрах студии зреет следующая большая игра, они выпустили сборник Essays on Empathy, который стоит рекомендовать как всем любителям творчества этих талантливых людей, так и просто тем, кто по-настоящему увлечён видеоиграми за пределами привычных блокбастеров.
Непохожий на тебя, непохожий на меня
Essays on Empathy – это коллекция из десяти небольших игр, которые объединяет разве что удивительно тонкий, экспериментальный подход к повествованию. Практически все эти проекты были разработаны в рамках соревнований Ludum Dare и подобных геймджемов, главным условием которых является ускоренная разработка – готовые и работающие прототипы должны быть подготовлены буквально за пару суток.
Поэтому не стоит рассчитывать на удивительно глубокие игровые механики или солидную продолжительность – все игры сборника, за исключением De Tres Al Cuarto, проходятся буквально за десять, от силы тридцать минут. Более того, в них даже нет системы сохранений, а многие и вовсе принудительно запускаются в небольшом окне.
Но этого не стоит пугаться – Essays on Empathy берёт не умопомрачительным геймплеем или сложной организацией, а разнообразием и тонкой работой с эмоциями игрока. По иронии судьбы, два проекта, которые здесь больше всего походят на игры – метроидвания Underground Hangovers про застрявших в пещерах шахтёров и научно-фантастическая история Engolasters получились худшими из всего набора. Интересный сюжет, фирменные диалоги и оригинальные концепции, мгновенно выдающие в них творчество Deconstructeam, конечно, никуда не деваются, но изучать их не очень интересно.
Возможен оскорбительный контент
В отличие от восьми других маленьких жемчужин, составляющих эту коллекцию. Авторы неслучайно назвали своё творческое портфолио «Очерки сочувствия» - их игры проникают буквально под кожу, глубоко погружая в мир простых человеческих эмоций, которые разработчики передают невероятно точно при помощи самых примитивных визуальных средств, простейших механик, слов и музыки.
Так, Eternal Home Floristry рассказывает историю об убийце, который во время задания потерял руку и теперь работает подмастерьем у флориста в постапокалиптическом мире будущего. Составляя букеты из цветков, каждый из которых обозначает какое-то чувство – страх, надежду, привязанность, любовь или ненависть, мы отсылаем их по адресам с сильным смысловым посылом, что влияет на дальнейший ход сценария. В Dear Substance of Kin мы играем за колдуна-котельщика, который медленно ходит по деревне и меняет судьбу её жителей. Простой люд платит за такие услуги ритуальными жертвами, чтобы наш герой смог нарисовать у них на спине кровавые линии их нового предназначения.
Самой сильной игрой из сборника является Behind Every Great One – небольшая зарисовка из жизни жены великого художника. За ежедневными будничными делами вроде готовки ужина или мытья посуды скрывается опустошающая история о медленно парализующем героиню чувстве тревожности, которое вызывается порочным кругом однообразных забот и отношений с родственниками. После Behind Every Great One ты чувствуешь себя также паршиво, как главная героиня, потому что узнаёшь себя или своих знакомых в местных персонажах – жертвах или агрессорах психологического насилия и абьюза.
Такой же непростой историей является De Tres Al Cuatro, разработанная специально для этого сборника. Она посвящена двум парням-комедиантам по имени Гарза и Боначера, которые выступают на сцене с собственными стендапом. Скрываясь за ширмой комедийной карточной игры, De Tres Al Cautro на самом деле посвящена тонкостям и проблемам совместной жизни – как творческой, так и личной. Прекрасной повествовательной находкой этого проекта является двойной текст – пока герои общаются друг с другом вербально, на отдельном экране справа иногда выводятся важные пояснительные справки или мысли героев, которые раскрывают их мысли и остающиеся за кадром детали их долгих взаимоотношений намного лучше тысяч лишних слов.
Не выйти эмоционально вымотанным из Essays on Empathy помогает разве что замечательная коротенькая The Bookshelf Limbo – милая зарисовка о том, как герой выбирает подарок своему отцу в книжном магазине. Взяв в руки выдуманную книгу, можно прочитать её аннотацию, глянуть рецензии критиков и отзывы пользователей в Интернете. Здесь Deconstructeam очень иронично издеваются над многочисленными сетевыми троллями, которые нередко называют их игры претенциозным ****ом и помоечной агиткой борцов за социальную справедливость.
Поясняем за творчество
И тем прекраснее видеть, что каждая игра сборника сопровождаются небольшой художественной галереей и интервью, в котором авторы рассказывают о процессе создания проекта – от появления идеи до раскрытия его посыла. Внимательно изучив Essays on Empathy вместе роликами о его создании, приходишь к пониманию, что Жорди, Марина и Паула сформировали потрясающее творческое трио и у него есть, что сказать.
Перед Deconstructeam не стоит задача удовлетворить какие-то социальные группы, выразить громкий протест или раздвинуть рамки жанров. Они просто любят создавать что-то новое и раскрывать самих себя посредством видеоигр и так уж вышло, что каждый из них нашёл своё призвание. Жорди де Пако - придумывать чувственные и удивительные истории с живыми персонажами и диалогами, Марина Гонзалез - рисовать для них невероятно красочный пиксельарт, а Паула «Fingerspit» Руиз - сочинять трепетную, чувственную музыку, смешивающую электронный эмбиент и гитару.
***
Набор удивительных историй и повествовательных экспериментов, показывающий всю ширину и глубину творческих исканий Deconstructeam. Всем, кто любит уникальные, необычные игры, а также фанатам The Red Strings Club и Gods Will Be Watching – обязательно к покупке.