Почти три десятилетия назад, когда компьютеры и консоли всё ещё не могли воспроизводить трёхмерную графику в реальном времени, рост популярности CD-ROM и развитие цифровых технологий дал толчок к появлению и успеху FMV-игр. Где-то живое видео использовалось только в кат-сценах (Wing Commander III и Command & Conquer), где-то реальные актёры были вписаны в нарисованное окружение (знаменитый квест Phantasmagoria), а иногда вся игра была интерактивным фильмом или мультфильмом, как Dragon’s Lair.
Идеи, заложенные этими играми, развились в то, что мы можем сейчас видеть в Beyond: Two Souls и, например, недавней Dark Pictures: Man of Medan, но сам жанр остался навсегда призраком трудного прошлого. Возродить былые традиции пытается Erica – классическая FMV-игра, которая практически без рекламы появилась на PS4, чтобы обидно затеряться среди более ярких и ожидаемых релизов как Control и World of WarCraft Classic.
Ловкое прикосновение
Erica – это интерактивный триллер, который ловко стирает грань между телевизионным фильмом и видеоигрой. Все интеракции героини с окружением происходит простыми движениями пальцев по экрану вашего смартфона с установленным приложением или тачпаду Dualshock 4. При помощи лёгких касаний игроку необходимо выбирать нужные опции диалога, направлять протагонистку к нужным объектам, выбирать путь и, естественно, взаимодействовать с различными предметами.
При помощи пальцев приходится выполнять как совершенно обыденные действия, вроде открывания дверей и запертых ящиков так и странные, когда необходимо лично стирать «слой» нынешнего времени, дабы отправиться в прошлые события.
Прямого контроля над происходящим у тебя, по большому счёту, нет – скорее это напоминает поездку на поезде, где на определённом этапе тебе предлагают перевести стрелку и направиться по параллельной ветке к большой таящейся финальной тайне.
Судить об Erica в контексте традиционных геймплейных определений довольно тяжело – «игры» в привычном смысле здесь даже меньше, чем в проектах Telltale или творчестве Дэвида Кейджа. Тем более многие чисто игровые вещи сделаны весьма примитивно. Например, тач-управление порой заставляет добрых секунд сорок остервенело водить по экрану телефона, а возможности переиграть по главам или перезапустить эпизод здесь просто нет – только пауза, прямо как на Blu-ray плеере.
Чёрное зеркало
Зато здесь есть весьма интересная и яркая история о девушке Эрике, чей отец, известный доктор, был убит при загадочных обстоятельствах, напоминающих проделки какого-то жуткого культа. Смерть папы становится для героини сильнейшей психологической травмой и в один из дней она попадает в странную клинику, основанную её отцом, где вместе с полицейским детективом начинает своё собственное расследование.
Естественно, что ваши решения ведут к разному развитию событий и множеству концовок, а потому примерно двухчасовую игру стоит одолеть как минимум пару-тройку раз – местная больница таит действительно много секретов и колоритных персонажей.
Главное достижение Erica в её великолепной кинематографии и постановке – игра явно сделана за скромные деньги, но мягкое освещение, ракурсы камеры, плавные переходы и интересные декорации полностью искупают её скромность. Кроме того, актёры делают отличную работу по изображению своих персонажей. Несмотря на годы развития технологий и невероятные достижения в области лицевой анимации, нарисованные болванчики явно не скоро займут места живых актёров. Особенно удачной получилась главная героиня в исполнении британской артистки Холли Эрл – она действительно очень тонко передала всю ту бурю эмоций и глубину проблем, что может таить в себе простая двадцатилетняя девушка, идущая по следам убийцы собственного отца, умершего на её руках.
Довершает этот кинематографический опыт великолепная музыка Остина Уинтори – мягкий и задумчивый саундтрек очень органично подчёркивает атмосферу мистико-психологического триллера.
***
Гибрид довольно обыкновенного фильма и средней игры в совокупности делает Erica весьма интересным и увлекательным опытом, чьи киношные недостатки перекрываются интерактивностью и вариативностью, а игровая простота – актёрской игрой, постановкой и картинкой. Учитывая скромный ценник, лишь немногим превосходящим поход в кино, Erica точно стоит попробовать тем, кто хотел бы увидеть настоящий «Бандерснэтч».