Благодаря независимым разработчикам современные игроки познали всю мощь древнего, одно время напрочь позабытого жанра рогаликов. Буквально за несколько лет из нишевого, малоизвестного жанра roguelike стали чуть ли не мейнстримом, благодаря, во многом, двум проектам – FTL: Faster Than Light и The Binding of Isaac. Не исключено, что виновник данной статьи сможет попасть в золотой пантеон современных представителей этого старинного благородного сорта игр – у Enter the Gungeon на это есть абсолютно все предпосылки.
Заходи в Оружелье!
Четыре героя, каждый со своим уникальным набором экипировки отправляется в Оружелье – огромную крепость, чтобы добыть таинственный пистолет, который поможет уничтожить их тёмное прошлое. По пути к самым мрачным и глубоким подвалам Оружелья каждый из них встретит множество беспрерывно палящих во все стороны монстров, сильных боссов, ушлых торговцев и, конечно же, целые тонны разнообразного оружия. И, естественно, погибнет по дороге раз эдак сто – и начнёт всё сначала.
Enter the Gungeon крайне успешно следует буквально всем правилам хорошего рогалика. Рандомно генерируемые уровни? Пожалуйста, держите – каждый раз конфигурация комнат, их наполнение и компоновка меняется причудливым образом, не переставая удивлять даже спустя энное количество попыток осилить игру. Толпы разных врагов и столько же орудий убийства? Легко! Несколько десятков видов монстров и запредельное количество вооружения – от банальных дробовиков до совершеннейшей дичи вроде метателя мокрых футболок ждут искателя приключений. Сложные и безумные боссы? Ещё как! Здесь даже есть огромная птица с шестиствольным пулемётом, которая явственно отсылает к Вулкан Рейвену из первого Metal Gear Solid. Боссы, кстати, тоже генерируются случайным образом из обширного пула – так что даже в финале самого первого этажа вас часто будет ждать приятный сюрприз.
Но помимо всех этих обязательных фишек из набора «Мой правильный рогалик» тут есть и много чего сверх него – забавная мини-игра, квесты от упрятанных за решётку NPC, получение скрытого оружия и многое, многое другое. Даже спустя двадцать или даже тридцать часов вы будете находить здесь что-то новое, доселе невиданное. Очень приятно и то, что Enter the Gungeon, в отличие от многих и многих представителей жанра, убрал скучные и рутинные элементы – все собранные монетки (гильзы) сами волшебным образом собираются после зачистки комнаты, а между частями каждого уровня можно перемещаться при помощи многочисленных телепортов, что избавляет от дурацкой беготни.
Ядерный трон и оружейный ад
Вся же прелесть Enter the Gungeon в том, что он – не только замечательный рогалик, но ещё и великолепный аркадный шутер. Сложно представить стрельбу лучше, чем здесь – каждое оружие превосходно ощущается, потрясающе озвучено и производит ожидаемое воздействие на многочисленных и разнообразных врагов. При этом в механике Enter the Gungeon есть две черты «больших» шутеров от третьего лица – пресловутые перекаты и укрытия.
Dodge roll – один из самых важных приёмов, поскольку на время пока героя кувыркается, он становится неуязвимым для десятков и сотен летящих в него снарядов, при этом очень часто приходится стрелять в одну сторону, а прыгать в другую. Есть и уровни, в которых это умение спасает жизнь от ловушек и расставленных тут и там пропастей.
Другая полезная способность любого персонажа – создание импровизированных укрытий из столов. На этом приёме основано действие многих пассивных бонусов, которые можно найти на уровнях – например, здесь есть свиток, дающий временное увеличение урона после того, как вы перевернёте очередной стол. Кстати, маленькие тщедушные враги сами с удовольствием будут пользоваться созданными вами баррикадами.
Всё это вместе порождает невероятно динамичный, разнообразный и непредсказуемый шутер-рогалик, облачённый, конечно же, в стильную пиксельную графику и снабжённый забористым чиптьюн-саундтреком. Единственное, что может остановить некоторых – крайне высокая сложность. Первые два этажа подземелья довольно просты, но до пятого, финального подвала дойдёт далеко не каждый.
***
Enter the Gungeon – это дикая смесь Crimsonland и The Binding of Isaac, который объединил в себе лучшие черты хорошего аркадного шутера и рогалика, не забыв при этом про стиль, чувство меры, удобство и правильное отношение к игроку. Один раз посетив Оружелье, вы рискуете застрять в нём весьма надолго.