Невероятный успех Wolfenstein: The New Order смог доказать всем, что культовая классика в современной обработке может прекрасно продаваться и получать лестные отзывы как от ветеранов жанра, утопающих в ностальгических слезах, так и от новичков.
Как оказалось, The New Order и дополнение The Old Blood были лишь прелюдией к возвращению ещё большей иконы игровой индустрии – великого и ужасного DOOM. Господа, спасибо, что вернули нам наш 1993ий.
В Ад и обратно
Лучше всего описывает сущность нового Doom буквально первая же сцена. Наш герой, Солдат Рока (да, Doom Marine – его официальное имя) проснувшись после тысячелетнего сна в гробнице, убивает нескольких обратившихся в зомби учёных и забирает свою фирменную броню. После чего он с кулака впечатывает в стену монитор, с которого нам что-то вещают о демоническом вторжении из Ада и под заметно потяжелевшие гитарные риффы из Е1М1 уходит запихивать чудовищ обратно в преисподнюю.
В этой брутальной тупости и стоеросовой простоте кроется главный секрет успеха всей игры. Пока остальные игры придумывают сложносочинённые конструкции, лепят открытые миры и зовут на озвучание героев голливудских звёзд, Doom даёт тебе Марс, Ад и двустволку в руку.
Ультра-насилие
Первые полчаса кажется, что новый Doom немножко расхлябан и прост – врагов дают немного, пространства, наоборот, чересчур, и все эти пиф-паф кажутся лёгкой прогулкой по парку. В это время многие игроки наверняка могут переключиться на сложность Ultra-Violence, чем совершат самую большую ошибку в своей жизни, если они не являются ветеранами жанра с двадцатилетним стажем. Doom просто разогревался и следующие десять часов будет готовить из тебя мясной рулет.
Doom измотает тебя, выжмет все соки, доведёт до предела за считанные минуты. Десятки крепких демонических тварей будут преследовать игрока повсюду – и скрыться и переждать за каким-нибудь столбом попросту не удастся. Зловредные импы научились ползать по стенкам и оттуда метать тебе огненные шары в лицо, ревенанты взметают в воздух и оттуда поливают тебя потоком ракет, мерзейшие Пинки с разбегу впечатывают тебя в стену, а знаменитые какодемоны плюются откуда-то сверху плазмой, норовя при этом подлететь поближе и весьма больно укусить. Весь старый бестиарий серии абсолютно узнаваем, но при этом многочисленные новые трюки адской братии дают прикурить даже бывалым игрокам.
Застывать на месте нельзя ни на секунду, иначе – смерть. При этом id software придумали гениальнейший способ поддерживать бешеную динамику боёв системой жестоких убийств. Как только любой демон получает критический урон, он на некоторое время оглушается и в этот миг его можно казнить в ближнем бою, дабы получить порцию здоровья. При этом если сам Пехотинец Рока ранен сильнее обычного, количество восполненного здоровья также заметно увеличится. В результате, когда дело дрянь, вместо того, чтобы в ужасе прыгать по углам в поисках аптечки, ты с плазмаганом наперевес бежишь к отбившемуся от стаи демону, чтобы он стал твоей аптечкой.
Большое Финальное Глушилово
Кроме старых (не)добрых монстров, в DOOM вернулся и весь классический арсенал оружия во всём своём великолепии – от боевого дробовика до каноничной BFG9000 и бензопилы. Все стволы одинаково полезны и пригождаются в бою, а их использование несёт в себе элементы новизны и свежести до самых титров из-за простой, но крайне забавной системы улучшений и апгрейдов. Например, боевой дробовик можно научить стрелять очередью из нескольких выстрелов, а ракетницу – наводиться на врага и выпускать сразу несколько снарядов в цель. Улучшению, кстати, подвергается не только оружие, но и сам персонаж – специальные элементы вставляются в броню и усиливают возможности героя, а так называемые аргент-ячейки можно пустить на увеличение максимального запаса здоровья, брони или количества носимых боеприпасов. При этом кроме оружия есть ещё и пауэр-апы, знакомые любому поклоннику шутеров id – неуязвимость, ускорение, усиление урона (он же легендарный «квад») и берсерк, позволяющий крошить монстров голыми руками.
Помимо выдающегося монстрятника, великолепного брутального экшена и умопомрачительного арсенала DOOM демонстрирует торжество левел-дизайна id software. Каждый уровень – маленькое произведение искусства, в котором идеально сочетается научно-фантастический индустриальный Марс, оккультизм, демоны и Ад. При этом буквально на каждом уровне есть с десяток секретных мест, где можно найти всё, что угодно душе – от доступа к классическим картам до плюшевых Doom guy. И чтобы добраться до многих секреток, придётся проявить чудеса акробатики – в DOOM полно вертикального геймплея, так что совершенно неожиданно в прямолинейном брутальном шутере нашлось место даже грамотному платформингу и элементу исследования.
Рок-н-ролл
С выходом DOOM студия id software смогла вспомнить и то, что когда-то была законодателем технологий на игровом рынке. Выглядит и звучит новый DOOM просто великолепно – просто взгляните на эти скриншоты и представьте всё это в бешеной динамике. Придраться буквально не к чему, претензий не возникает ни к потрясающей анимации, ни к великолепной брутальной расчленёнке. Но, что самое главное, в отличие от 90% современных игр, вся эта красота практически безупречно оптимизирована и даже в самые напряжённые и яркие моменты игра великолепно чувствует себя в максимальном разрешении, не позволяя опускаться счётчику кадров ниже как на ПК, так и на консолях – аплодисменты программистам.
После такого невероятного одиночного режима про конструктор карт SnapMap и довольно обыкновенный мультиплеер с шестью режимами, который напоминает весьма посредственный вариант Quake 3 Arena и говорить даже не остаётся сил и желания.
***
Яркий, брутальный, узнаваемый, но при этом абсолютно свежий шутер – DOOM пополнил коллекцию триумфальной возвращённой классики 90ых. Теперь с утроенным нетерпением мы ждём новый Doom II: Hell on Earth и, естественно, новый Quake.