Отечественный издатель Alawar, известный у нас по большей части благодаря казуальным и мобильным играм вроде «Весёлой фермы» и «Сокровищ Монтесумы», в этом году приятно удивил дважды – сначала выпустив антиутопический симулятор управдома Beholder, а потом закрепив впечатление ужастиком Distrust.
У духовного наследника карпентеровского «Нечто» хватает обидных недостатков (хотя бы начиная с того, что от «Нечто» ей достался разве что сеттинг), но совсем упускать из виду такие игры как Distrust не стоит.
Прилетели!
На полярную станцию, передающую сигналы о помощи, вылетает группа эвакуации. По законам жанра, вертолёт спасателей терпит крушение и лишь двое выживших после катастрофы сами вынуждены бороться за свои жизни, попутно выясняя обстоятельства гибели учёных на станции.
Выживание – ключевой элемент всего Distrust. Каждый раз наши герои попадают в случайно генерируемый уровень, на которым расположены различные здания: будь-то жилой отсек, медицинская палатка или какой-нибудь склад. Задача игрока – это максимально подробно изучить все окрестности, собрать полезности и выполнить текущую цель миссии, чтобы перейти в следующую зону.
Мешают выполнению задания простые человеческие потребности подопечных – все они хотят спать, есть и не мёрзнуть. Три полоски около портрета персонажа, показывающие степень удовлетворённости своим состоянием, убывают довольно быстро, потому любая миссия оборачивается обычно в погоню за временем. Вы истерически ползаете по шкафам в поисках съестного, ломаете пустые ящики на доски, чтобы топить местные буржуйки, отпаиваете героев бодрящим кофе и попутно лечите бедолаг от извечных напастей – отравлений, простуд и порезов. При этом далеко не во все помещения на полярной станции можно попасть просто так – многие из них завалены снегом или заперты на ключ и тогда их приходиться взламывать отмычками, подбирать нужный ключик из связки или вообще вскрывать ломом – но в таком случае о тепле в помещении можно забыть навсегда.
Если убрать нарочитый динамизм ситуаций, Distrust сильно напоминает This War of Mine своими правилами существования и механиками, с той лишь разницей, что здесь мы не обживаем наше единственное укрытие, а постоянно перемещаемся от одного к другому.
Сойти с ума
Есть здесь и свои собственные проблемы – например, аномалии. Во время сна героев в мире материализуются жутковатые сферы, которые оказывают на окружающее пространство разные эффекты. Одни высасывают энергию из генераторов, другие – пожирают тепло, третьи вытворяют ещё какие-нибудь мерзкие фокусы. Поначалу эти пришельцы мешают не сильно, но уже к середине игры ты будешь трижды думать, стоит ли отправлять героя поспать или лучше поискать немного кофе – бороться с чужими можно и при помощи оружия, и заманивая их в ловушки или в помещения, но всё это занимает бесценное время и ресурсы.
Депривация сна, правда, грозит проблемами немногим более удручающими, чем аномалии. У бессонного героя обязательно проявится какое-нибудь помешательство – от не особо устрашающих галлюцинаций до омерзительной тяги жрать всё съестное из инвентаря.
Несмотря на интересные механики, симпатичную по меркам игры от небольшой студии картинку и заложенную реиграбельность, Distrust, как и многие roguelike-игры, сильно страдает от балансовых странностей. Аптечки, например, почему-то совсем не лечат отравления, буквально любое взаимодействие с ящиками или досками может вызвать кровотечение, а случайно генерируемое содержание уровня может само выкрутить шансы вашего выживания практически в нулевые позиции. Такое бывало и в FTL: Faster Than Light и This War of Mine, но здесь элементов для выживания слишком мало, так что проблемы с любым из них очень сильно бьют по всему прохождению. При этом если звёзды сходятся удачно, увидеть финал можно уже за три-четыре часа, после которых переигрывать Distrust захотят разве что те, кто решится открыть других персонажей, которые подчас обладают уникальными перками и прибывают на станцию сразу с полезными инструментами.
***
Distrust – это любопытный триллер-рогалик про полярников, который страдает разве что от непродуманности многих механик и довольно ограниченного их арсенала, из-за чего игры не хватает надолго. При этом скромный ценник и трепетное отношение разработчиков и издателя к своему детищу не могут не радовать – Alawar и Cheerdealers, нам правда очень хочется увидеть полноценное продолжение или большое «Дополненное издание» с новыми фишками, улучшением баланса и какими-то новшествами. В игре, например, уже появился кооперативный режим, но было бы здорово увидеть что-то ещё помимо этого.