Обзор Diablo 3

Автор статьи: Илья «Strelka» Божко

Дата публикации: 24.06.2012 18:56

Оценка игры: 7.8

0

Поделитесь в социальных сетях:

1 977

Так получилось, что игры, сопровожденные культовым статусом еще до своего выхода - всегда противоречивое явление; невозможно к ним подойти с универсальным мерилом - значимость проекта будет давить на отдельно взятого рецензента, создавая аберрации восприятия. С Diablo 3 еще сложнее - всем знакомая история про двенадцать лет ожидания, гигантскую фан-зону и гегемонию Bliazzard в ПК-секторе, просто не может выкристаллизоваться в понятную и однозначную историю с одиозной трактовкой; зашкаливающий градус потребительского внимания сильно искажает культурную единицу. Так и случилось - уже на следующий день после выхода игры получил популярность мем «error 37», стали появляться сатирические комиксы и картинки; сообщения на «близзардских» форумах, полные глубокого счастья, соседствовали с гневными записками разочарованных. Несмотря на то, что ниже будет сказано (а сказано будет много неприятного), Diablo 3 относится к редчайшей породе игр, задевающих всех и вся; ее можно любить и ненавидеть, но равнодушным не уйдет никто.

Brideshead Revisited

А теперь начнем: Diablo 3 - это не продолжение даже, и ни в коем случае не триквел. Уместнее всего сказать - ремейк. Игра разбита на четыре акта, акт разбит на несколько локаций, каждую венчает огромный босс. Начинаем с Тристрама (кому надо, тот помнит) и заканчиваем, вонзая меч (или, что там у вас) в голову Дьяблы. Между конечной и отравной точкой - несколько миллиардов поверженных монстров, тысячи выпадающих элементов одежды (половина из них проходит через героя – топ-модели за всю жизнь столько не примерят, сколько наши спасители человечества) и, изнасилованная левая кнопка мыши. За десять лет, как видите, не изменилось ни-че-го.

С приходом сверхскоростных экшенов, Kinect и приставки Wii, Diablo кажется ленивым казуальным развлечением на полчаса после обеда. Мы ритмично жмем на клавиши (при определенной сноровке можно наиграть какую-нибудь популярную мелодию - мне удавалась «Smoke on the Water»), в безумном хороводе кружат оторванные конечности демонических монстров, золото, с таким же задорным звуком, как и двенадцать лет назад, обильно сыпется на пол, курсор собирает фиолетовые и золотые надписи - ни в коем случае не трогая белые. Изменений ровно два: бочки теперь разлетаются согласно всем законам физики; по уровням разбросаны ловушки, которыми можно быстренько львиную часть врагов. Уровни, кстати, состоят из тех же одинаковых кусков, иногда связанных между собой, а ситуации, когда вы долго бежите по узкому коридору, в конце концов, утыкаясь в тупик, никуда не делись.

И все же - технический процесс не обошел Blizzard стороной: по нажатию специальной кнопки, Diablo превращается в изометрический World of Warcraft. Переход из синглплеера в мультиплеер и обратно - центральная feature игры. К вам мгновенно подселяются персонажи сходного уровня и начинается дурдом: учитывая, что с каждым новым игроком, растет количество и выносливость монстров - а их и так не мало. Летят заклинания, магические стрелы и топоры; все тормозит, чат заполнен непонятными словами «статы», «монк, «репрувед» - со стороны напоминает сходку какой-то узкой субкультуры, и растет ощущение, что ты здесь явно лишний. Строго говоря - включать мультиплеер на обычном уровне сложности не стоит: он прекрасно проходится в одиночку и можно спокойно полюбоваться пейзажами, читая пафосными диалоги. Если вы начнете штурмовать сложность «ад» или, что повыше, то без толковых напарников не обойтись - но лучше играть со знакомыми, чтобы каждый понимал, чего от него требуется. Тогда и открывается настоящая Diablo, которую мы знали в детстве - боссы проходятся с девятого раза, после истерик и сломанных клавиатур; приходится продумывать план действий, запасаться бутыльками и выщелкивать не «Smoke on the Water» а, например, «Technical Difficulties» Пола Гирберта. Внезапно осознается, что монстры ведут себя очень хитро - лучники, например, отбегают, пока копейщики пытаются вас донять. Или некроманты - они окружают вас кольцом призванных духов, а сами ретируются в тыл; на стандартной сложности этого не заметно (потому что некромант получает топором в голову, еще до того как рот откроет), зато отчетливо видно уже на «аду». Непонятно, зачем Bliazzard закрыла все остальные уровни сложности - казуалы и так бы выбрали, что попроще, но людям, захотевшим вызова и сложностей, не пришлось бы мучиться с «детским» режимом.

К тому же, от внедрения интернета в игру - не только плюсы, есть и минусы. Например, Diablo 3 не запустить во время поездки, к которой она подходит идеально - непринужденный «клик-клик-клик» отлично сходится с дорожным «стук-стук-стук».

Red Devil

Только в одном компоненте Blizzard пошли на разительные перестановки - системой прокачки. Настолько, что даже и стоит задуматься, называть ли Diablo ролевой игрой. Штука в том, что параметры героя растут по маршруту, который уже проложен - вы просто открываете заранее заготовленные навыки. Никакой настройки героя «под себя», никакого булгаковского выбора между ветками развития. Выбирать между уже открытыми параметрами можно, но какой смысл - понятно, что, чем труднодоступнее навык, тем он лучше.

Из-за редуцированной прокачки, приходится развивать персонажа за счет снаряжения. Его, по-прежнему, гора: из монстров пачками сыпятся доспехи, наручи, кольца, амулеты, мечи, арбалеты и прочий скарб – причем, половина из них называется в духе «католическая кираса одноглазого негодяя». Понятное дело, большинство остается лежать, откуда выпало – на характеристики влияют только магические вещи, а простые даже продавцу незачем сдавать: получите копейки. Но, даже то, что вы поднимете, может оказаться ненужным – в дело вступает жесткая привязка к классам. Монах не может стрелять из арбалета, охотник на демонов пасует перед маской Вуду, а все они вместе взятые никогда не поднимут двуручный топор варвара. С ненужными вещами разговор кроткий – либо разбираете на запчасти у местного кузнеца, либо выставляете на аукцион (который заменил бесполезных внутриигровых торговцев) – может, денег заработаете.

Упомянутый кузнец - еще один пункт в коротком списке нововведений. По сути, упрощеный аналог крафта из остальных RPG: вы разбираете по кускам магический предмет, получая специальную синюю субстанцию - из нее делаете снаряжение; иногда можно добавить редкий золотистый рог - тогда получается вещица классом выше. Сразу собрать себе драконий доспех и пойти на штурм Дьябло не получится: сперва, надо вложить в кузнеца астрономическую сумму денег - таким образом, он растет в уровнях. Иначе, к сожалению, не хочет.

Несмотря на длительный срок разработки и откровенно устаревшие технологии, Diablo 3 фантастически красива. Дизайнеры Blizzard, чей многолетний WoW (при удачном ракурсе) до сих пор просится на рабочий стол, в триквеле превзошли самих себя. Маленькая деревушка, поддернутая фэнтезийным флёром; этакой чародейской загадочностью – вечера на хуторе близ Диаблы. Чудовищные пыточные, населенные гнойными зомби с оторванными головами - когда ходят, кишки волочатся следом. Иллюстративная пустыня, словно списанная с «Лоуренса Аравийского». В Diablo 3, каждая локация - арт-проект. Самобытный, произвольный, дерзкий и неожиданный. Это графическая новелла, со своим антуражем, большими и маленькими секретами; за ним очень интересно просто наблюдать, разгадывая графические тайны.

Чего не скажешь о сюжете. Понятно, что в таких играх, его персональное место на скамейке зрителей, но Blizzard, видимо, не согласна - и поэтому тычет нас в длинные, скверно нарисованные ролики, где от одной фразы героев хочется умереть от смеха и удавиться одновременно. Вскрываются страшные тайны, выплывают древние заговоры, но сильно не напрягайтесь - через тридцать минут после финального ролика, вы вряд ли вспомните о чем вообще была речь. В памяти остается только поверженный Диабло - был и сплыл.

***

И все же, главную черту игра не потеряла - от нее по-прежнему очень трудно оторваться. Стандартная история про «запустить на полчаса», в контексте Diablo 3 снабжается еще и дополнительными деталями - не только ночь просидел, но и сорвал голос, когда с другом убивали Мясника на «инферно», в пустыне стер пальцы в порошок, отсидел обе ноги - и абсолютно счастлив. Diablo можно и нужно ругать, но это единственная игра, приковавшая к мониторам миллионы людей с разными религиозными, культурными и нравственными ориентирами - и не просто приковавшая, а заставившая их взаимодействовать между собой. Запомните эту игру, такой, какая она есть - скоро она обрастет модификациями, фан-артом, любительскими фильмами и утратит первоначальное значение.

Diablo 3 - феномен. Возможно, последний.

Скриншоты из игры
Скриншот из игры Diablo 3
Скриншот 109 из игры Diablo 3
01.10.2010
Скриншот из игры Diablo 3
Скриншот 108 из игры Diablo 3
01.10.2010
Скриншот из игры Diablo 3
Скриншот 107 из игры Diablo 3
01.10.2010