В последнее время видеоигры пошли по пути наименьшего сопротивления. Они предлагают нам зрелищность и размах, но совершенно забывают, как важна сложность. Смерть главного героя, если она вообще предусмотрена, перестала быть не то, что личной трагедией, но и малозаметна. Погибая, мы тут же возрождаемся и продолжаем играть, не вынося из этого ценных уроков. К счастью, в новой Dark Souls, разработанной японской студией From Software, дела обстоят иначе.
Жесть
С первых же минут игра показывает свою недружелюбность. Скрупулёзно созданный в редакторе персонаж предстаёт перед нами в виде отвратительной нежити. Таких как он в этом мире называют «пустыми». Однако внешнее уродство не прошло внутрь и каким-то чудом он смог сохранить разум. Поэтому, будучи заточённым среди полностью обезумевших, он отважно ищет спасения и возможности вернуть себе человеческий облик. Сразу стоит заметить, что сюжет здесь, скорее, для галочки, и помогать вам разбираться в нём никто особо не стремится. Равно как и указывать, куда идти дальше и что делать. Нейтральные персонажи будут встречаться очень редко, а их настроения обычно столь скептичны, по отношению к нам, что хочется взять да и бросить все приключения, оставшись доживать свой век среди умалишённой нежити. Все они заняты своими делами и вместо восторженных речей говорят что-то вроде: «Ну-ну, видали мы таких избранных». Зато встретив на пути первого торговца, вы, несомненно, будете рады ему, если ненароком не убьёте. Хотя, в таком случае, это он вас скорее убьёт.
Да, смерть в Dark Souls самое обыденное явление. К постоянным возрождениям стоит подготовиться, ещё только запуская игру. Гибнуть вы будете от рук противников, срываясь со стен и обрывов, захлёбываясь в воде и от рук других игроков, заскочивших к вам в гости. Противники здесь сильны и изобретательны, каждый из них требует к себе особого подхода, а порубить вас в клочья, для них дело пары секунд. И это рядовые скелеты, чего уж говорить о боссах, иногда не помещающихся на экране. Не отстают от них и живые игроки, способные подключиться к вашей игре. Они могут зайти в виде красных фантомов, непосредственно с целью убить вас, могут в обличии белых фантомов, якобы помогая вам, но на деле бросят в самый трудный момент. Также они иногда оставляют «подсказки», способные завести в смертельную ловушку. Конечно, белые фантомы и подсказки могут вам действительно помочь, но полностью доверять можно лишь кровавым пятнам, показывающим место смерти других игроков и предостерегающих от повторения их ошибок.
У костра
Как мы уже говорили выше, водить игрока за ручку здесь никто не собирается. Пройдя незатейливое обучение и победив первого босса, мы оказываемся в свободном для изучения мире, для которого никто не удосужился составить карту. Встречный NPC туманно опишет наши задачи, и дальше мы уже пойдём самостоятельно. Выбрав неправильный путь, мы тут же будем растерзаны монстрами, значительно превышающими нас в уровне, и окажемся у костра. Выбор костров, в качестве точек возрождения, кажется более чем символичным. Помимо воскрешения, они используются для сохранения игры, повышения в уровне и обретения человеческого облика, что разрешает тем самым фантомам присоединяться к нам. Костры – единственные спасительные островки в этом жестоком мире и завидев издалека один из них, на сердце становится теплее. Но и они не идеальны, ведь при каждом привале вокруг возрождаются все противники, которых мы так долго и старательно истребляли. А при воскрешении мы теряем все свои накопленные души - местную игровую валюту. Выпадающие маленькими порциями из неприятелей, они остаются на нашем трупе, и если умереть, не добравшись до него, то с ними можно попрощаться. А души здесь, это самая ценная и единственная валюта. Только за них можно повысить уровень и купить снаряжение. Учитывая огромные расстояния между кострами и лёгкость, с которой вас могут убить по пути к месту последней гибели – остаться без душ, собранных за последние полчаса, тут проще простого.
История компьютерной версии Dark Souls, с подзаголовком Prepare to Die edition буквально удивительна. Изначально незапланированная на PC, она вышла благодаря тысячам подписей простых игроков под петицией, направленной в сторону разработчика. Но дав проекту жизнь вне консолей, его забыли хорошенько подпилить и оптимизировать. В результате подзаголовок стал выглядеть как насмешка. Чтобы нормально играть, использую клавиатуру и мышь, придётся наизусть выучить меню настройки кнопок, ведь подсказки в самой игре отображаются исключительно для геймпадов. Но, даже вызубрив все действия, вам вряд ли удастся полностью покорить нерадивую камеру, плохо ладящую с компьютерной мышкой. А если вы ещё и захотите лицезреть картинку, которая не будет вызывать отвращения, то придётся поискать патч на просторах всемирной паутины.
***
Обычно про игры говорят, что это отличный способ отдохнуть после тяжёлого дня. Dark Souls же напротив заставляет сосредоточиться и выводит из себя. У этой игры скверный характер, она не прощает даже малейшей неосторожности и заставляет изучать каждую свою частичку. Пройти Dark Souls, а уж тем более Prepare to Die edition до конца смогут далеко не все, но это очень хороший способ встряхнуться после потока ненапрягающих мозг и рефлексы блокбастеров от мира игр.