Вышедший прошлым летом сборник Crash Bandicoot N. Sane Trilogy был очень тепло принят критиками и смог разойтись тиражом почти три миллиона копий – изумительный результат для набора из трёх ремастеров олдскульных платформеров родом с первой PlayStation.
Спустя год временная эксклюзивность PlayStation 4 прошла и Краш ринулся штурмовать остальные платформы – PC, Xbox One и Nintendo Switch. Отказаться от знакомства с сумчатым барсуком в стильных кедах и джинсовых шортах в портативном режиме было невозможно, поэтому вашему вниманию предлагается обзор «2-в-1» - самого ремастера и его порта на Nintendo Switch.
Подняли с нуля
Говорить о трилогии Crash Bandicoot спустя двадцать с лишним лет после выхода первой части очень тяжело, особенно после сотен хвалебных отзывов, которым накрыло всех после выхода N. Sane Trilogy на PlayStation 4 в прошлом году. Когда дело касается ностальгии, а уж в особенности детства, критические замечания часто тонут в общем потоке сладострастного обожания и творение Vicarious Visions в глазах общественности выглядит лучезарно прекрасной, а сам сборник после релиза на прочих платформах опять бьёт рекорды продаж.
Подшефную Activision студию действительно очень хочется хвалить за то, как бережно и аккуратно они обошлись с классикой – все три игры, Crash Bandicoot, Crash Bandicoot 2: Cortex Strikes Back и Crash Bandicoot 3: Warped по сути созданы в Crash Bandicoot N. Sane Trilogy с нуля, путём реверс-инжиниринга, с соблюдением всех заложенных её создателями игровых и художественных идей.
Пожалуй, более точного, а главное дотошного ремастера на грани с ремейком при нынешней повальной страсти к созданию новых версий старых игр сыскать будет трудно – и уж тем более тяжело будет найти переиздание, не потерявшее ни толики обаяния оригинала. С поправкой на современные технологии и парочку косметических изменений, продиктованных реалиями времени, всё здесь ощущается и воспринимается «как тогда».
Но не дайте ностальгии или, в особенности, крикам ностальгирующим оглушить и ослепить вас – Crash Bandicoot N. Sane Trilogy сохранил весь генетический код игры, чей геймдизайн ещё два десятилетия назад вызывал некоторые вопросы.
Опять упал, @#$&
Первый Crash Bandicoot вышел в сентябре 1996 года и столкнулся лицом к лицу с Super Mario 64. Увы, прямое сравнение новорождённого маскота Sony с матёрым водопроводчиком Nintendo было явно не в пользу первого – пока итальянский усач создал революцию в жанре и ушёл покорять трёхмерье, Крэш Бандикут оставался в плену 16-битного наследия, хоть и был для своего времени замечательной игрой.
Именно в ремастере первой части особенно остро чувствуется неопытность Naugty Dog в новом для них (да и для всех) жанре 3D-платформеров. Вспомните любую болячку игр той эпохи: дурную камеру, которая прячет от вас препятствия ровно до вашей лобовой встречи с ними, неуклюжее «тракторное» управление ведущее к вечным недо/перепрыгам, неровную сложность с безумными пиками и будьте уверены, что к концу прохождения трилогии вы повстречаете их все, причём не один раз.
Когда дело идёт гладко, и послушный вашим командам Крэш преодолевает сложные уровни, это дарит внеземное наслаждение и невероятное удовольствие, но даже более-менее современный и комфортный Crash Bandicoot 3: Warped не обойдётся без мучительных минут фрустрации и бессильной злости. Я в сердцах бросил прохождение Crash Bandicoot на PS4 из-за абсурдно переусложённых эпизодов и чуть было не сделал это снова на Nintendo Switch – и виной тому было не только весьма примитивный и непродуманный дизайн оригинальной игры, но и неоднозначные решения Vicarious Visions в отношении ремастеринга.
По какой-то причине коллижен-модель кроссовок Крэша теперь не плоская, а закруглённая, что приводит к тому, что герой натурально соскальзывает с края платформ, на которых когда-то он мог спокойно стоять. Другая проблема – физика прыжков, которая была индивидуальной для каждой игры, а теперь делит одинаковую на все три части таковую из Crash 3. За прошедший год разработчики патчами слегка исправили некоторые из озвученных проблем, но финальное решение по-прежнему не идеально.
Всегда беру с собой
Зато авторам однозначно удалось улучшить оптимизацию Crash Bandicoot N. Sane Trilogy, которая теперь загружается быстро на всех платформах, включая портативную Switch. Несмотря на все опасения по поводу возможных падений частоты кадров, версия для карманной системы Nintendo работает на удивление гладко и ладно, как в портативном, так и док-режиме.
Что ещё более удивительно, заметной разницы между визуальным обликом игры на PlayStation4 и Nintendo Switch в стационарном режиме нет - за счёт чуть меньшего разрешения и упрощённого освещения достигается почти такая же степень детализации и стабильная частота кадров. В портативном режиме разница, конечно, становится очевидной из-за появляющегося в изображении блюра, но это вполне честная расплата за возможность взять Crash Bandicoot с собой в метро, которой не было со времён PS Vita.
***
Высокая сложность, геймдизайн двадцатилетней выдержки и пара компромиссных решений в механике со стороны авторов ремастера не умаляют ценности Crash Bandicoot N. Sane Trilogy в качестве сборника трёх ярких и заметных платформеров эпохи PlayStation 1. Если вы искренне ностальгируете по старым играм или хотите из спортивного интереса посмотреть на то, с чего начинала свой большой путь одна из самых главных студий современности, то берите сборник смело.
Если же олдскул и исторические экскурсии вас мало интересуют, можете смело вычесть из финального рейтинга полтора балла и спокойно пройти мимо как минимум до ближайшей распродажи.