Иногда трудно понять российскую игровую индустрию. С одной стороны, столько за «бугром» выходит интересных и, по сути, выигрышных сетевых проектов, но наши локализаторы зачастую сильно опаздывают в своих намерениях.
Combat Arms уже больше четырех лет. Разработанная еще в 2008 году, она прошла профипригодность у требовательной американской публики и уже готовилась отправиться покорять новые интернет-просторы, но не сложилось. Лишь в июле этого года «ветеран» MMOFPS добрался до России. Однако всем стало понятно уже на старте: при живых Cross Fire, Point Blank и тем более распиаренной Warface, житья новому тайтлу со старыми связями не будет.
Пока что сложно оценивать популярность CA в России, ведь прошло меньше полутора месяцев. Старичок уверенно держится в первой десятке самых популярных онлайн-стрелялок, но на большее пока не замахивается.
Первый взгляд
Оценивать Combat Arms невероятно трудно. Она как две капли похожа на Warface; когда играешь в CA, невольно ловишь себя на мысли, что где-то уже это видел. Но ситуация такова, что именно Combat Arms была первопроходцем в жанре «Жизнь после Counter-Strike». Так что, отдать должное разработчикам (к слову, ими является азиатская компания Nexon) просто долг велит. Сами игроки, отбегавшие в CA множество часов, называют проект идейным продолжателем самой Counter-Strike, ведь центральная составляющая MMOFPS максимально близка к оригиналу: беги, стреляй, побеждай. Нехитрая схема тактики принесла масштабную популярность не только CS, но и Combat Arms. По последним данным, представленным разработчиками, более четырех миллионов американских пользователей, как минимум, опробовали игру. А если приплюсовать миллионы геймеров азиатского рынка, то конкуренты и рядом не стояли.
Изначально проект разрабатывался параллельно с CS Online - в тот момент Valve активно прощупывали почву для возможной f2p-стрелялки. В итоге оной стала Team Fortress 2. А вот Nexon, со своими наработками, произвела на Valve большое впечатление, так что разработчикам необходимо было лишь действовать в том же ключе.
Но от рассуждений к делу. После небольшой тренировки, рассказывающей (и показывающей) новичкам основы и без того пресловутых заповедей беги-стрелялок, вы получите первое звание – салаги. После выбираете один из режимов боя. Пропускать тренировку, какая бы она нудная не была, не советую – у игры достаточно специфическая механика стрельбы и управления. К ней необходимо немного привыкнуть, чтобы не оказаться в бою бесполезным куском мяса с автоматом.
Как и в многочисленных MMOFPS, Combat Arms изобилует различными режимами. И если стандартной «контровской» «команда 1» vs «команда 2» с закладкой бомбы в условной точке, уже никого не удивить, то с рядом других интересных режимов стоит познакомиться ближе.
Смерть шпионам
Уничтожение. Можно сказать, универсальный для всех f2p-стрелялок режим. Две команды устраивают культурный геноцид друг друга, набивая необходимое количество командных фрагов. И, если во многих подобных играх уничтожение есть стрельба по головам с равной долей успеха, то в Combat Arms попадаются и достаточно интересные перестрелки, когда знание местности становится победным козырем в твоем рукаве. Тактическое ведение боя – не пустой звук для этого режима, несмотря на шквальный огонь противника. Особенно здорово это смотрится, когда становишься свидетелем со стороны – но это верх командной игры. А если вдруг убили? Три секунды на восстановление и снова в бой.
Захват флага. Пришедший из MMORPG и Quake 3, режим полюбился и стрелкам. Нужно убежать с чужим флагом на свою базу и потом отбивать атаки обезумевших противников, чтобы заработать очко.
Зомби. Да-да, тут тоже есть зомби. Cross Fire «содрал» эту фишку подчистую. Суть проста: через 10 секунд после старта двое игроков мутируют в зомби и гоняются за остальными выжившими, обращая их в свою веру. Если в отпущенное время зомби обращают всех, значит, шалость удалась.
СМЕРШ. Вариация на тему «один против всех» с шпионскими прибамбасами. На карту время от времени падают специальные секретные чемоданчики. Завладевший ими надевает черное и становится врагом всех подряд. А так как чемоданчиков четыре, то и желающих стать агентами 007 увеличивается в четыре раза. Шпионы не только стараются вырезать бывших однополчан, но и открутить головы другим «людям в черном». Собравший все четыре чемодана становится танком на ножках, хватает в руки пулемет, огнемет, ракетницу и под веселые крики «Банзай!» идет расстреливать оставшихся героев, чтобы отправить разведданные нужным людям. Выглядит все запутанно, пока не поиграешь – на самом деле, самый интересный и тактически выстроенный режим.
Играй, конструируй, улучшай
За каждое участие в битве разыгрываются талоны в рулетке на то или иное оружие. Выиграть можно от дымовой гранаты, до сверхнавороченной снайперской винтовки. А дальше начинается самое интересное. Есть в игре своеобразный человек: Бубба Арес. Он, можно сказать, зав.складом и инженер-проектировщик в одном лице. Именно благодаря нему многие стрелки уровня не ниже «Профи» имеют автомат Томпсона с оптическим прицелом, глушителем и увеличенным патронником. Дополнительные примочки также добавляют урон, точность и уменьшают отдачу.
Арсенал в Combat Arms – просто мечта любого военного. Десяток пистолетов, около пятидесяти штурмовых винтовок, дробовики, снайперские винтовки, а также боевые турели и пулеметы… Просто мечта психопата!
Тактика + Стратегия = Победа
Удивляет и поражает масштаб проработки не только оружия, но местности. Эти два фактора (пушки и рельеф) придают Combat Arms статус – абсолютной лучшей в своем жанре по данным показателям. Такой проработки местности нет ни у Cross Fire, ни у Warface. А оптимизация и отсутствие багов придает игре еще большую реалистичность.
Во время боевки на открытой местности первое время даже не понимаешь, откуда тебя «сняли». Узкие улочки, непролазные чащи леса, заброшенные фермы – с каждой тропинки и укрытия могут выпустить пулю, и ты не заметишь, как окажешься на базе со свинцом во лбу. Но стоит чуть освоиться, и уже не все так безнадежно.
Графическая безвкусица
Несмотря на все обилие разномастных плюсов, есть у игры масса отрицательных сторон. В первую очередь - это морально устаревшая графика. Она лучше чем в Counter-Strike, но и до Cross Fire не дотягивает. А на фоне хваленого CryEngine 3 и того же Unreal Engine 3, графика в Combat Arms выглядит только на «хорошо». Списать этот факт на то, что игре, в общем-то, четыре года можно, но лучше сделать укор разработчикам, что они, улучшая начинку, совсем забыли о таком важном атрибуте любой современной игры, как графика.
Геймплей игрушки напрягает не хуже графики. Во время первых десяти заходов, игровое меню кажется настолько забито разнообразными флэшками, кнопочками и дополнительными ссылками, что сбиваешься с толку. Лишь вдумчиво просмотрев каждую, начинаешь иметь представление, что где находится.
Озвучка в игре оставляет двоякое ощущение. Забойная музыка в меню сменяется несносными и безалаберными репликами бойцов «Альфы» и «Браво», вроде «Куда палишь, сука?!». Не спорю, последнее слово – вполне себе литературное, однако в современном мире оно рассматривается, исключительно, как ругательство. А в MMOFPS часто играют именно неокрепшие умы. Довод в пользу бедных? Не соглашусь, игрушки итак стали жестоки, а тут еще и открыто пропагандируют мат. Стыдно…
Забыли упомянуть мы систему каждодневных миссий. Они просты и сложны одновременно. Можно добыть определенное количество фрагов, можно убить какое-то количество шпионов или обезвредить десяток бомб. Сложность состоит и в том, что за редкие миссии дают хорошее оружие, которое просто так не выбьешь в рулетке.
***
Combat Arms хорош для тех, кто только начал познавать радость игры в жанре MMOFPS. Она идейно расширяет рамки Counter-Strike, так что фанаты будут в восторге от большого количества оружия, возможность их модификации, а также от проработанности игровых ландшафтов. Все учтено до мелочей, даже стрельба из пистолета выглядит идеальной, нельзя почувствовать лишь реальной отдачи оружия.
Combat Arms интересен и многогранен, однако современному пользователю, избалованному красивыми графическими картинками, в погоне за внешним составляющим, трудно увидеть истинную ценность таких игр. Тактический шутер? Однозначно, да. Жаль лишь, что игра так долго добиралась до нашего рынка.