Вышедшая в 2010 году Amnesia: The Dark Descent основательно перетряхнула увядающий жанр видеоигровых ужастиков, породив целую плеяду подражателей и наследников. Развив идеи, заложенные ещё в трилогии Penumbra, разработчики из Frictional Games популяризовали целую гору механик, которые позже были реализованы не только в инди-проектах, но и в играх больших студий. Без «Амнезии» сложно представить себе не только Outlast или Layers of Fear, но и Resident Evil 7 – настолько влиятельной и важной оказалась игра небольшой шведской студии для индустрии.
Спустя десять лет после выхода оригинала авторы вновь возвращаются к серии, принёсшей им мировую славу. Правда, по каким-то причинам Frictional Games решили никак не менять изобретённую ими формулу, отчего Amnesia: Rebirth ощущается устаревшей, неизобретательной и порой ещё и раздражающе глупой.
Старая песня
Вся основа и игровой цикл новой Amnesia практически в точности повторяет проект 2010 года, а наработки предыдущей игры шведов, SOMA, были отправлены на свалку. Нам по-прежнему приходится шариться в темноте с лампой наперевес, контролировать психологическое состояние героини, прятаться от неуязвимых монстров, читать записки и решать загадки, основанных чаще всего на простых физических законах, а не квестовой комбинаторике. Но то, что идеально работало тогда и ощущалось свежо, сегодня не использовал разве что ленивый – и Amnesia: Rebirth не выделяется ничем на фоне десятков инди-ужастиков.
Взять хотя бы дихотомию тьмы и света, одну из самых интересных механик оригинальной игры. Менеджмент ограниченных ресурсов, масла и трутниц, был по-настоящему напряжённым в Amnesia: The Dark Descent. Ты берёг их, как зеницу ока, старался использовать с максимальной выгодой и всегда находился в состоянии лёгкого, но не катастрофического дефицита припасов. В Amnesia: Rebirth авторы доводят концепцию до абсурда – даже полностью заправленная лампа светит от силы минуту, а спички, хоть и позволяют зажечь при удачном стечении обстоятельств сразу несколько объектов, погасают секунд за пять. При этом перспектива остаться в темноте не пугает никак. У протагонистки максимум может случится лёгкий припадок, и она бесконтрольно побежит, куда глядят глаза, но никогда не сойдёт с ума. Иногда даже в нужном игроку направлении.
С неуязвимыми монстрами тоже как-то не вышло. Помните, насколько страшными были первые встречи с Бродячим или Водяным? Забудьте. Местные монстры напугать могут разве что парой скримеров, но самое главное – в них нет никакой опасности. Героиня банально не может помереть, а небольшая потеря прогресса исследования локации не играет важной роли.
Создай снаряд
В условиях, когда выживание не становится принципиальной задачей, приходиться обращать больше внимания на исследование и загадки. Здесь Amnesia: Rebirth конечно, не падает в грязь лицом, но и не предлагает чего-то действительно интересного. Половину игры придётся провести в узких унылых коридорах каменных пещер под пустыней, а ещё добрую треть – в некоей параллельной вселенной. Порой виды и архитектура получились завораживающими и яркими, но здесь нет главного – ощущения присутствия и погружения. Замок из оригинальной игры ощущался цельным и законченным миром, как и научный подводный комплекс в SOMA. Здесь подобного ощущения нет.
Не сильно впечатляют и загадки. Направлять потоки света, дёргать рычаги, искать запчасти для агрегатов увлекательно не в большей степени, чем искать по ящикам наборы спичек. Пара квестов, вроде создания снаряда для танка, вышли неплохими, но ничего такого, чего не было в старой Amnesia здесь тоже на найдётся.
Не так много приятного Amnesia: Rebirth может подарить и с точки зрения нарратива. Таси Трианон, юная француженка, терпит крушение самолёта в алжирских пустынях и придя в себя с лёгкой потерей памяти, отправляется на поиски мужа и коллег по археологической экспедиции в ближайшие пещеры. Интригующая завязка, отсылки к событиям первой части, общий лор и атмосфера – то немногое, за что в принципе стоит играть в новый проект Frictional Games. Правда, ждать чего-то уровня SOMA не стоит – заканчивающаяся тремя одинаково невнятными концовками история может и является важной частью канона этой вселенной, но с художественной точки зрения ничем особым не выделяется. Более того, авторы сами умудрились подпортить погружение запредельным количеством флешбеков, записок и причитаний главной героини, о которой мы должны знать ровно две вещи – она беременна и готова ради будущего ребёнка пойти на всё.
Красота прошлого поколения
Смотреть на Amnesia: Rebirth тоже не очень приятно. Роскошная игра со светом и интересные художественные решения не могут полностью укрыть взор от общей простоты картинки. Кроме жухлых текстур, плохо детализированных моделей и дубовой анимации в комплект входит ещё и букет технических проблем – героиня обожает застревать в камнях, а счётчик кадровой частоты на консолях падать до двух десятков. Это не так плохо, как может звучать на словах, но на фоне сотен других подобных игр из Steam творение Frictional Games выглядит в лучшем случае сносно.
И всё это, на самом деле, можно было бы простить и закрыть на проблемы глаза, если бы игра банально не утомляла. Для ужастика подобного формата десять часов – это слишком большой хронометраж, который способны выдержать только преданные поклонники сериала и любители инди-хорроров. За итоговый результат чертовски обидно, ведь какие-то идеи, эпизоды, загадки и локации показывают то, что шведы всё ещё умеют делать свою работу. Просто на этот раз из них не удалось собрать хорошую и увлекательную игру.
***
Если десять лет назад Amnesia задала новые стандарты для survival/horror, то сегодня это просто очередной инди-ужастик, который может похвастаться разве что своими именитыми корнями, неплохим повествованием и парой ярких сцен. Преданным фанатам первой части стоит ознакомиться с Amnesia: Rebirth, а вот всем остальным лучше обратить внимание на оригинал и спин-офф Amnesia: A Machine for Pigs.