В игроиндустрии действует одно важное правило: берешься за дело – сделай его качественно. Студия Obsidian, работавшая преимущественно с сиквелами, выдавала, в общем-то, достаточно неплохие игры, пока не ввязалась в авантюру с собственным RPG-экшеном. Первой попыткой нарушить стереотип и сделать «свой» проект, стала игра Alpha Protocol.
И идею правильную взяли. Набившие оскомину фэнтези-RPG и космооперы, студия решила разбить о шпионскую драму. Страсти в ней должны были стать ничуть не хуже, чем во флеминговских Бондах. Однако на деле все оказалось куда печальнее.
Протокол с ошибками
Проект с самых первых дней своей разработки попал в какую-то дикую полосу передряг. Большие блоки из игры нещадно «выпиливались» разработчиками, и отправлялись на доработку. Некоторые сюжетные линии и вовсе уничтожались, что определенно не шло на руку проекту.
Подходили сроки сдачи «материала в печать», а игра представляла собой несвязные куски сюжета, которые объединялись разве что главным героем – Майклом Тортоном. Вмешался издатель – японская фирма Sega. Кардинальные изменения сделали оперативно, связали все части и выпустили в 2010 году игру, что называется, «по факту».
Западные критики игру не оценили, отправив ее в разряд «слабеньких середнячков». Хоть выдали рейтинг 6,5 из 10, а не меньше.
В итоге же, проект явился сборной солянкой из нескольких более удачных игр. Видимо, Obsidian пытались сделать что-то среднее между масштабной RPG и отвязным шпионским экшеном; получилось неоднозначно.
С миру по нитке
Первое, что вызывает дикие нарекания - графика. Современные игроки, разбалованные возможностями своих РС и консолей, попросту не примут халатность Obsidian. Alpha Protocol ужасно выглядит, поблескивает пластмассовым освещением и пугает рваной анимацией. Надо, знаете ли, постараться, чтобы на Unreal Engine 3 соорудить такое.
Одутловатость лиц главного персонажа и его симпатичных (наверное) подружек отбивает все желание отправляться с ними в постель. А после увиденного, рука нервно тянется к .exe-шнику с именем Uninstall…
Кое-где проскакивают замыленные фоны, а конспиративные квартиры сильно походят на свои американские прототипы.
Кроме того, разработчики пошли по пути наименьшего сопротивления и полностью перенесли подачу материала из Mass Effect. Варианта выполнения миссий три: агрессивный, обходительный и профессиональный. В зависимости от выбора одного из вариантов, можно добиться признания (или разведданных), а можно не получить ничего, потому что клиент уйдет в себя и даже под пытками будет молчать. Варьирование между вариантами и составляет львиную долю RPG-шной механики всего игрового процесса.
Несмотря на то, что отсутствие выдумки, по сути дела, можно засчитать в минус, есть и обратная сторона медали. Скрупулезная проработка сюжета выдает серьезные намерения создателей. Любое принятое решение может аукнуться через минуту, а может и в конце миссии. Игрок может спасти связную в Петербурге, и она отплатит ему тем же в Риме. А может убить, и вашего игрока станут «склонять» потом все кому не лень. За этот момент разработчики получают качественный плюсик объемом в несколько баллов. Alpha Protocol можно проходить раз пять, и не обязательно, что все твои действия приведут к одному финалу.
Необходимо отметить и качественные диалоги. Они являются реальной движущей силой проекта. Игру будто делали специально под сюжет (в смысле, что родился сначала сюжет, а уже потом идея о создании игры). Все выполнено на высокопрофессиональном уровне, тем более что тема взята подходящая. Игра буквально переполнена разнообразными связями между межправительственными агентами, международными заговорами и прочими радостями шпионского жанра.
Стрелялка
В игре представлено четыре класса. Солдат, как и в других проектах с распределением классов, тупая машина для убийства. Он не имеет каких-то дипломатических способностей. Его обучили не церемониться с врагами. Куда гибче другие классы.
У инженера поначалу достаточно мало преимуществ. Играть интересно только после того, как персонаж чуть прокачается. Во-первых, появляется возможность обучить его владению дробовиком (ах, с каким визгом разлетаются в клочья враги), умению взламывать камеры слежения и боевые турели на расстоянии, а также устранение врагов с помощью спецпримочек.
Но все же самые интересные классы – оперативник и внештатный агент. Именно эти два класса позволяют с комфортом оценить все плюсы прокачки персонажей. Тут тебе и ораторские навыки, и сверхсекретные приборы, и мастерский рукопашный бой. Красота, да и только!
Кстати о прокачке… Она не линейна. Не обязательно прокачивать солдату только точность стрельбы и скорость. Добавьте своей машине для убийства немного скрытности (в прямом смысле, ваш персонаж будет практически невиден для противника) и кто вам помешает пройти миссию?
Вероятно, только босс. Есть лишь один минус – компьютер даже на самом трудном уровне сложности – беспросветно туп. Вместо того чтобы прятаться за углом и отстреливаться от вашего персонажа, AI пытается биться, едва ли не в рукопашную. А «толстые» боссы в конце миссий действительно хороши, но при должной сноровке уничтожаются достаточно легко.
Общественность требует тестирований
Действительно, не хватило бета-теста. Игра покрыта багами буквально с головы до пят. Причем, это касается не только стандартных «попаданий в текстуры». Несколько раз игра вылетала после нажатия Alt+Tab, о чем уже много говорилось. И никакие заплатки и апдейты эту проблему не решили.
При всей своей гениальности (в плане сюжета) и не линейности, игре не хватило тотальной проработки. Десять лет требовалось для разработки? Пусть сидят и делают. Очень сильная идея была откровенно загублена убийственным исполнением. Убийственным, в прямом смысле, мозг не способен долго воспринимать эту игру.
Все минусы, будто камень весом в центнер, тянут на дно то немногое, что понравилось. Даже хваленый арсенал, которому может позавидовать любая игра, к финалу уже не так радует. Игру просто ХОЧЕТСЯ ЗАКОНЧИТЬ, чтобы она больше не занимала 30 гигабайт на винчестере. О да, это тоже дикий промах разработчиков, потому что не каждый способен пожертвовать игре такое немыслимое по современным меркам количество свободного места.
***
Мы получили достаточно интересный проект. Плюсы и минусы в нем не скрыты, они выпирают, словно старые раны, стянутые неровными стежками швов. Alpha Protocol понравится любителям классического RPG с нефэнтезийным жанром, но современных игроков сюжетом привлечь трудно. Графика отталкивает, анимация жутко бесит уже через полтора часа.
Проекты подобного жанра выходят не часто. Их нужно холить и лелеять, а не вывалить на публику, отмахиваясь банальным: «Игроки съедят». Многие подавились, критики вообще выплюнули, только попробовав на вкус. Проводя аналогию с едой, стряпня получилась, словно у молодой девушки, только осваивающей кулинарию: местами вкусно, но, в целом, пресно и несъедобно.