В 2008-ом году японский издатель-гигант SEGA захотел поднять на ноги сериал Aliens vs. Predator, анонсировав целых две игры – одноимённое перерождение серии Aliens vs. Рredator (которое в народе называют Aliens vs. Predator 3) и тактический шутер Aliens: Colonial Marines, который не раз откладывался, а в феврале 2009-го и вовсе был отодвинут на самую дальнюю полку в пользу Aliens vs. Рredator. Чтобы задобрить фанатов и поклонников серии SEGA сделала, на первый взгляд, очень правильное решение – поручила разработку игры её родоначальникам оксфордским умникам из Rebellion Developments, чья Aliens vs. Рredator образца 1994-го года пользовалась неплохой популярностью на Atari Jaguar. Тогда их творение полюбили за хорошо переданную атмосферу, разнообразный геймплей, уникальный игровой опыт за каждую из сторон и уклон на стратегическое мышление и планирования, чем тогдашние FPS похвастаться не могли. То, что Rebellion cотворили 17 лет спустя больше похоже на насмешку, пародию, расплывчатую тень былого величия франчайза.
Пролог
Если вы не желаете портить себе настроение волной негатива, которая последует дальше, то скажу сразу – игра отвратительна. Тех же, кто хочет разобраться в причинах такого вердикта поподробнее, попрошу остаться. В игре глупо и непонятно практически всё: от сюжета до саундтрека. Если многопользовательское демо, которое вышло незадолго до релиза, ещё можно было назвать амбициозным, то после десяти минут игры в оригинал подобные мысли быстро выветриваются из головы. Разработчики не учли, что на дворе (был на момент выхода игры) февраль 2010-го года, время кинематографичных и захватывающих аттракционов, поглощающих игроков с головой. Попробуйте поиграть в Aliens vs. Рredator после Call of Duty: Modern Warfare 2 или Uncharted 2: Among Thieves. Я вам гарантирую, что на протяжении всей игры ваше лицо будет выражать недоумение, а глаза будут усиленно искать на коробке надпись «Alpha Version». По традиции в игре присутствует три кампании, по каждой на Хищника, Чужого и Десантника соответственно. Истории Хищника и человека состоят из шести эпизодов, а ксеноморфа, почему-то, из пяти. Видимо, у разработчиков истощились ресурсы не слишком бурной фантазии. К тому же, локации для каждого класса одинаковые, так что придётся проходить одно и то же по два или даже три раза. После прохождения одной истории чувствуешь себя этаким гидом по декорациям вселенной, показывающим туристам основные достопримечательности. Все локации линейны, беги себе, убивай противников да дёргай различные рычаги.
На произвол судьбы
Тяжёлая судьба у безымянного Курсанта, ведь во время отступления из колонии под натиском орды ксеноморфов беднягу пришлось оставить в недрах комплекса на растерзание монстрам. По рации ему так и сообщают: «- Прости, дружище, пришлось тебя бросить». Но неунывающий солдат подбирает с пола заботливо подброшенный кем-то пистолет с бесконечными патронами и отправляется на поиски представителей своего вида. Дав нам немного освоиться, рельсовый сюжет выкатывает нас на битву с Королевой Ксеноморфов, которая обосновалась на заброшенном заводе, устроив своё логово прямо на взрывоопасных теплопроводах. Тут-то Курсант наверняка сполна прочувствовал степень собственной важности, ведь до него никто не мог уничтожить Королеву, а он сделал это всего десятком выстрелов по красноречиво подсвечивающимся теплопроводам. Путешествуя по одинаковым коридорам в основном придётся бороться с Чужими, головы которых от прямого попадания лопаются как воздушные шары, разбрызгивая зелёные мозги по стенам. Ближе к концу игры дадут пострелять в самого себя из кампаний за Чужого и Хищника, а также в андроидов компании Вейладн-Ютани, которые продолжают упорно стрелять и перебегать от укрытия к укрытию даже с отстреленной головой. Вообразите только! Ну и в конце не обошлось без схватки, если можно так выразиться, с главным злодеем и триумфального бегства с этого мрачного места. Сюжетная линия Десантника, по логике вещей, должна быть самой трудной, напряжённой и страшной, ведь приходится вступать в неравный бой с инопланетными гостями, которые обладают полезными, для них, способностями маскировки и быстрого передвижения. Но на деле, ни о каком хоррорре и речи быть не может. Страшно первые десять минут, а затем, получив винтовку, не обращаешь внимания ни на зловещую музыку, ни на писк детектора движения, который не так надёжен, как собственная интуиция. Самые счастливые моменты в игре наступают, когда в руки попадает Смартган – самонаводящийся пулемёт.
Чужой среди чужих
Кампания за Чужого – это как путешествие эконом классом. Дёшево, ведь диалоги писать не нужно, и неудобно, так как, пытаясь запрыгнуть на стену или пролезть в вентиляцию, часто чувствуешь себя беспомощным инвалидом. Да, ползать можно во всех плоскостях, но когда нужно быстро уйти с линии огня, а на экране появляется надпись «Кнопка мыши 3» (хотя до этого удавалось и без неё менять положение), то никаких нервов не хватает, ведь прямое попадание из дробовика, при неудачной стелс-атаке, отправляет Чужого прямиком к его предкам-покойникам и действовать нужно быстро, а не нащупывать колесо мыши. Главный козырь ксеноморфа – способность путешествовать по вентиляциям, бесшумно подкрадываться и уничтожать источники света, что в разы увеличивает количество бесшумных убийств. Ну и возможность видеть врагов сквозь стены полезна, это да. Убивает противника Чужой, вонзая в его тело смертоносные когти или молниеносно атакуя врага хвостом, а при бесшумном убийстве в ход идут челюсти. Ими же Чужой прокусывает панели управления турелями и другую электронику, таким образом выводя её из строя. Кто и как до такого маразма додумался – непонятно. Ещё что мучало меня всю игру, так это откуда Чужой берёт лицехватов, ведь не в карманах он их носит?
Охота на изюбря
Ничего выдающегося не было обнаружено и в игре за Хищника, хотя на фоне двух остальных убогих кампаний как раз его роль оказывается наиболее интересной. Я не о сюжете, он так же примитивен, как и у Чужого, а о геймплее. Способности и оружие Хищника всё же хоть первое время способны удержать у экрана. В его арсенале острые клинки, плазменная пушка с самонаведением, управляемые диски а-ля сюрикэны, бесконтактные мины и метательное копьё, которое после броска мистическим образом снова оказывается у Хищника. Также доступны несколько абсолютно бесполезных режимов зрения, ускорение и термомаскировка. Суть последней мне так и не довелось разгадать. Нажав соответствующую кнопку, Чужой становится невидимым, но только врагам эти фокусы до лампочки: солдаты способны разглядеть замаскированного Хищника уже метров с шести. По ходу игры всё время придётся пополнять энергию, которая тратится при использовании пушки, из разбросанных по локациям генераторов. Здоровье само не восстанавливается, как у Чужого, поэтому нужно следить за его уровнем и не забывать собирать аптечки.
Бей, кроши!
Но есть в игре один момент, который всё-таки заслуживает аплодисментов – расчленёнка. Что Чужой, что Хищник, оба мастерски обезглавливают бедных людей (Хищник тот и вовсе вырывает голову с позвоночником, ласково поглаживает её и прячет куда-то за спину, коллекционер видимо), протыкают их хрупкие тела когтями, ломают спины, прокусывают головы, а выражения страха и мольбы в глазах жертв переданы отлично. Действительно веришь, что это последние секунды их жизни и что мы сейчас у них её отнимем.
Онлайн
Мультиплеер, который был визитной карточкой серии, тоже стал серой мышкой на фоне сражений в других современных проектах. Всего доступно семь различных режимов: Deathmatch, Species Death Match, Mixed Species Death Match, Domination, Survivor, Predator Hunt и Infestation. Первые пять – это вариация стандартных для любой FPS режимов, а вот о Predator Hunt и Infestation расскажу поподробнее. В «Охоте на Хищника» группа морпехов пытается загнать в угол и убить, собственно, Хищника. Он должен продержаться не откинув ласты отведённое время, а по его истечении Хищником становится рандомно выбранный морпех, либо тот игрок, который его убьёт. В «Заражении» морпехи сражаются с ксеноморфом, убитые люди превращаются в Чужих, а убитые Чужие просто респаунятся через пять секунд после смерти. Игра продолжается до тех пор, пока не будут убиты все морпехи или не истечет время.
***
Aliens vs. Predator, обладая талантливой командой с громаднейшим опытом, солидным бюджетом и поддержкой именитых издателей, не смогла стать хорошей игрой и с большой натяжкой может быть названа проходной. Убогий геймдизайн, одинаковые ничем не примечательные локации, мрачная графика (которую не спасает даже глючная поддержка DirectX 11), корявое управление Чужим, высосанный из пальца сюжет, да и много ещё чего, этот список можно продолжать и продолжать. Игра имеет ценность только для фанатов сериала, да и даже самый усердный фанбой, я уверен, будет плеваться и стучать кулаком о стол от возмущения. Теперь вся надежда на ребят из Gearbox Software, которым поручена разработка Aliens: Colonial Marines. Если и она ударит в грязь лицом, тогда о сериале можно будет забыть.