Любую, даже самую жестокую войну в произведениях кино, литературы и видеоиграх по обыкновению принято романтизировать. Сколько нам рассказали историй о славных победах, героических подвигах, бравых солдатах и однозначных злодеях – и не сосчитать.
Но иногда нам удаётся посмотреть и на обратную сторону войны, ощутить её жестокость, абсурдность и трагизм. 11-11: Memories Retold – это вторая после Valiant Hearts, попытка Йоана Фаниса и его новой студии DigixArt при поддержке известных аниматоров Aardman Animations показать Первую мировую войну с непривычного для игр ракурса.
На Западном фронте без перемен
История 11-11: Memories Retold посвящена судьбе двух героев, которые оказываются по разные стороны баррикад. Юный канадский фотограф Гарри в сопровождении майора отправился за океан, чтобы запечатлеть Великую войну на плёнку и обратить на себя внимание девушки, в которую влюблён с детства. Немецкий инженер Курт же записался в добровольцы с целью найти пропавшего старшего сына, оставив дома жену и маленькую дочь.
В один момент романтичный юноша встретится с немецким солдатом и, несмотря на языковой барьер и правила войны, две печальные души, пройдя все кошмары окопных сражений, станут близкими друзьями.
Сюжет является, безусловно, самой сильной стороной 11-11: Memories Retold. Через письма героев, которые они отправляют домой, их внутренние монологи и рутинную солдатскую бытность, нам медленно открывается изнанка войны – её нелепость, приземлённая тоска и способность легко разрушать человеческие судьбы. Чернухи и жестокости, однако, в работе DigixArt нет – скорее это утончённая поэтическая печаль о потерянном поколении.
Подчёркивает эту тональность повествования в первую очередь своеобразный визуальный стиль – картинка нарисована грубыми широкими мазками в духе французских импрессионистов начала XX века. Иногда, конечно, это выглядит как попытка скрыть невероятно примитивную 3D-графику уровня поздней PS2, но нередко местные пейзажи завораживают и заставляют сердце вздрогнуть. Как и актёрская игра вечно молодого Элайджи Вуда и Себастьяна Коха, которые подарили свои голоса главным героям.
Ходьба!
Жаль, что за всё остальное сказать что-то однозначно хорошее о 11-11: Memories Retold тяжело. Простенькие загадки разбавляют чрезвычайно однообразный и линейный симулятор ходьбы, который первые 2/3 игры обожает ставить на пути героев нелепые преграды в виде ящиков, которые надо подвинуть или лестниц, по которым надо забраться. Интерактивности в округе, вроде бы, порядочно – тут можно и всякие коллекционные записки пособирать и с окружающими поговорить, но всё это сделано ужасно топорно и заурядно.
В один «прекрасный» момент я чуть было не бросил игру только из-за того, что Курту пришлось добрых пятнадцать минут бегать по траншеям в поисках одного конкретного персонажа, который был бы готов поделиться с ним куском кабеля для ремонта радио. Лишь в последнем, самом напряжённом и драматическом акте истории, от экрана сложно оторваться, но ты всё чаще ловишь себя на мысли, что в этом практически нет заслуги игры, а скорее проработки двух персонажей, её визуального стиля и потрясающего саундтрека Оливье Деривье, который в очередной раз доказал свой талант.
***
11-11: Memories Retold наполнен очень правильными антивоенными посылами, облачён в оригинальную визуальную стилистику и повествуется голосами прекрасных актёров, но, увы, как игра он весьма примитивное, если не сказать неуклюжее и скучное приключение. Ради мощного финала, который наступит буквально через четыре часа прохождения, ознакомиться с ней стоит, но точно не в ущерб прочим осенним релизам.