После анонса S.T.A.L.K.E.R. 2 и выхода сериала «Чернобыль» от HBO, интерес к ужасной трагедии на Чернобыльской АЭС получил новый виток. Туристы массово записываются на экскурсии по Зоне отчуждения, а польская студия The Farm 51 крайне оперативно выпустила в Ранний доступ выживательный шутер Chernobylite.
Может ли очередной Early Access скрасить ожидание грядущей игры от GSC Game World или лучше придержать 666 рублей на что-то более путное?
Она звалась Татьяна
Надо сказать, что контента на старт Раннего доступа в Chernobylite принесли действительно не очень много – несколько локаций, пролог, горстка миссий и базу, которую можно обустроить на манер Fallout 76. Впрочем, этого уже достаточно, чтобы сделать определённые и пока не очень утешительные выводы о грядущей игре.
Сначала о сюжете – он, что довольно неожиданно, пока интригует. Играем мы за сталкера, который тридцать лет назад оставил в Зоне свою жену Татьяну и теперь она вещает у него в голове. Главный герой хочет вернуть возлюбленную, используя некий чернобылит – зелёный минерал, подозрительно напоминающий тибериум из C&C, который используется для пространственных агрегатов. Прямо с самого начала в Chernobylite есть и загадочный злодей, умеющий сотворять порталы, и какие-то странные флешбеки из прошлого, и суровое ржавое настоящее – с борьбой группировок.
Авторы обещают некую нелинейность и им хочется верить – уже в бета-версии мы можем выстраивать в диалогах отношения со своими коллегами и даже совершать минимальные сюжетные выборы в заданиях.
Квест в зону
С ними, правда, пока творится что-то невнятное. Несмотря на формальное разнообразие целей миссий, они скатываются в банальное «найти и уничтожить», причём игре абсолютно наплевать решили вы тихушничать или идти во всей боевой славе.
В разделённой на достаточно просторные локации зоне лучше всё-таки идти скрытным путём – обходить патрули российских солдат (да, русофобии тут побольше, чем в последней Call of Duty), вырубать противников со спины и вообще ползать в кустах на корточках. Причин так делать две.
Первая – тратить патроны, особенно поначалу, попросту жалко. На первых порах игроку доступен лишь допотопный револьвер, с ограниченным боезапасом и призрачными шансами найти дополнительную аммуницию. Вторая – местные бои, несмотря на приличный звук и неплохие ощущения от оружия, терпеть попросту тяжело. Враги то проявляют чудеса тупоумия вместе с «синдромом штормтрупера», то кладут героя с двух метких выстрелов через кусты.
Ещё одна важная по замыслу авторов идея – крафт, пока выглядит совсем бедной. Шесть ресурсов, которые обильно валяются по углам, минимальные возможности по созданию предметов и дурацкая база, которую можно застроить лампами, диванами, верстаками и генераторами, но осмысленности в этом будет по минимуму. Да, как менеджер базы вы можете ещё посылать напарников на задания, прокачиваться и вообще делать вид, что играете в выживач с элементами RPG. Может быть, это всё будет в недалёком будущем, но сейчас в этом практически нет никакой пользы.
Сказка о потерянных кадрах
Самая же главная проблема Chernobylite даже не то, что в нём почти нет контента, а ключевые механики работают посредственно. Как и все гости из Раннего доступа, выглядит и играется шутер как типичная полумёртвая бета, то есть плохо.
Скачки FPS, ломаные скрипты, телепортация предметов, долгие загрузки – это понятно, но, чёрт возьми, почему игра выглядит так серо, скучно и плоско? Да, иногда в творении поляков проглядывает атмосфера, а изредка она и вообще вызывает схожее со «Сталкером» щемящее чувство декадентской упаднической красоты, но в остальном это очень бюджетная, скучная и сырая игра, которую даже в Early Access выпускать в 2019 году стыдно.
***
Пока однозначно хоронить Chernobylite рано, но памятуя о послужном списке её авторов, рассчитывать на что-то более, чем сносное попросту наивно. Сейчас это однозначно та игра, мимо которой можно безболезненно идти мимо.