Писать гайд на такую игру, как Civilization – весьма неблагодарное занятие. Особенно, если учесть, что подобный гайд должен быть в меру большим и понятным для среднестатистического игрока. Надеюсь, ниженаписанное не столкнет вас с пути истинного и позволит добиться победы в эпопее за новую землю.
Азы
Начнем с того, что при создании игры вы должны выбрать спонсора: федерацию, за которую предстоит играть. В игре представлены 8 сторон: «Славянский союз», «Паназиатская ассоциация», «Протекторат Кавиты», «Бразилия», «Африканский Союз», «АПК», «Полистралия» и Франко-Иберия. Каждый спонсор имеет свои усиления, так или иначе связанные с национальным фактором.
Славянский союз
Орбитальные юниты остаются на орбите на 20% дольше, а первый созданный юнит дает бесплатную технологию.
Паназиатская ассоциация (Китай, страны Юго-Восточной Азии)
+10% к производству при строительстве чудес и +25% к скорости рабочих.
Протекторат Кавиты (Индия, Мьянма, Шри-Ланка, Таиланд)
Города и аванпосты растут в 2 раза быстрее.
Бразилия (Южная Америка)
+10% к боевой мощи юнитов в ближнем бою
Африканский союз
+10% к пище в каждом растущем городе, если жители здоровы.
АПК (США/Канада)
Тайные операции проходят на 25% быстрее и создают на 25% больше интриги (что символизирует).
Полистралия (Страны Океании, Япония)
Столице доступны 2 новых торговых пути.
Франко-Иберия (Европа)
Бесплатная технология за каждые 10 направлений развития.
Определившись со спонсором, вас перебросят на экран выбора поселенцев. Здесь нужно внимательно подумать, а что для вас наиболее важное в развитии вашего государства? Уделите ли вы больше внимания ученым или беженцем, аристократам или инженерам? А, может, вы хотите добиться победы в игре, творя прекрасные произведения искусства? Каждый поселенец дает свой определенный процент к тому или иному перку, так что будьте предельно внимательны, выбирая область знаний, в которой хотели бы преуспеть.
Следующим этапом станет выбор корабля. С его помощью вы можете получить доступ к одному из пяти улучшений. Допустим, исследователь континентов позволит видеть очертания берегов, а Тектонический сканер сделает из вас гения геологии.
Предпоследним для вас станет выбор груза. Что вы захватили с собой на корабль с Земли. Будет ли это еще один житель или инновационные технологии (лаборатория). Для любителей воевать, игра предоставит вам одного солдата. Я попробовал разные грузы, но наиболее удачным выбором все-таки остаются Лаборатория и Оборудование. Инновационные технологии быстрее развивают ваш город, а Оборудование позволяет быстрее добиться успехов в экономике. Оружейный же склад зарекомендовал себя на старте хуже всех: инопланетяне порубили моего единственного солдата при первой же встрече, а потом серьезно покоцали столицу.
И, наконец, последним этапом перед стартом игры станет – выбор планеты. Для вас доступны три типовых карты: планета с несколькими большими континентами и островами поменьше, планета с одним океаном и одним очень крупным материком, планета тысячи островов, а также ряд продвинутых планет: «Архипелаг», «Схватка», «Тайга», «Экватор». У каждой из них свои особенности: где-то инопланетян больше, где-то зима настолько сурова, что сражаться за плодородную землю приходится с самых первых ходов. Кроме того, можно всегда просканировать космос в поисках другой планеты.
И вот он ваш дивный новый мир. Совсем не похожий на «дивный новый мир» из пятой части Civilization. С чего бы начать…?
Развитие городов
Разумеется, развивать ваше поселение придется в соответствии с выбранными параметрами, но есть несколько основных правил, без которых вам не создать по-настоящему сильное государство. В первую очередь, постарайтесь как можно больше открыть территорию. Пока ваш исследователь изучает туман, городок будет мало-помалу развиваться. Капсулы с ресурсами – отличный способ быстро развить вашу молодую столицу, постарайтесь использовать ходы на исследование этих объектов. Разные упавшие спутники, руины древних цивилизаций и кости существ всегда можно исследовать позже. Не тратьте на это время.
Чем больше открытых территорий, тем больше шанс найти хорошее место для поселенца. Предположим, вы решили построить свое государство на добыче нефти и фираксита. Ваш исследователь умотался и нашел несколько подходящих мест для поселенцев. Что дальше? Смотрим, сколько нефти и фираксита в этих территориях? Меньше десяти? Смело пропускайте эти клетки, на них лучше всего будут смотреться генераторы. 10-12 единиц ресурса? Куда ближе к телу. Хватит на постройку почти всех высокоуровневых юнитов и зданий. Больше 15? Застолбите это место первыми, а то уведут! Серьезно!
На моей памяти выпадало только два раза, чтобы нефти было больше 12 единиц. И первый раз по незнанию я отдал их АПК. Вот смеху-то было.
Совет: не торопитесь бросать исследователя сразу на две клетки вперед. Это чревато неожиданными встречами с аборигенами. Отбить даже самую легкую атаку он не сможет.
Разведка позволит не только определить геологию территории, но и приоткроет завесу над потенциальными врагами. Когда вы на 600-м ходу решите отправить свои ядерные эсминцы воевать с африканским союзом или Франко-иберийцами, вас не встретят по пути в тумане подлые кракены.
Дальнейшее развитие вашей колонии идет исключительно по тому пути, что вы решили избрать. Количество всевозможных тактик пересчитать просто невозможно, однако предлагаю вам несколько ситуаций.
Джунгли
Как правило, если вас забросили в джунгли и единственный источник воды – это протекающая через город река, вокруг вас, скорее всего, будет 2-3 гнезда аборигенов. Ксеноморфы очень любят есть людей. Исследователи долго не живут в подобных условиях, солдатикам с винтовками тоже приходится не сладко. Есть несколько способов выхода из такой ситуации:
1. Провоцировать инопланетян, заставив атаковать столицу
Риск: солдатами придется пожертвовать
Тактика: если гнездо находится рядом с вашей столицей, переместите солдат на клетку, с которой можно вести обстрел ксеноморфов и в то же время дальнобойная вышка из столицы могла достать. Как только аборигены подходят на расстоянии выстрела из поселения – стреляем.
Итоги: вы можете не зачистить гнездо, но отпугнете инопланетян, и ходов 15 они не будут вам докучать.
2. Заработать очко праведности. Инопланетяне не смогут атаковать вашего исследователя.
Риск: не найдено
Итоги: аборигены не трогают вашего исследователя, обливаясь слюнями. Profit!
3. Не вмешивайтесь в экосистему нового мира и развивайте зеленую ветку Праведности. Когда построите резервацию инопланетян, все чужие обратятся в ваших союзников.
Риск: это почти всегда не нравится фракциям АПК и Франко-Иберия.
Итоги: тут как повезет. Война с сильным соперником может измотать и поставить на колени, а может и возвести в ранг правителя планеты.
Равнина
Самый оптимальный выбор для путешественника. Как правило на такой территории не очень много аборигенов и конфликт с ними можно подавить силой или поступить, как в п.2 предыдущего примера. Как первое, так и второе одинаково легко сделать. Вероятнее всего, на равнине вам удастся быстро развить сельское хозяйство, а также сделать город-спутник где-нибудь в ближайшей акватории. Выбирайте место с наибольшим количеством ресурсов, тогда и торговля у вас будет хорошая, и транзитные пути через вас будут пролегать (а если построить специальное здание, каждый торговый путь принесет вам очки науки и культуры).
Пустыня
Пожалуй, одна из самых неприятных территорий. Хуже только крайний север со снегами и холодом. Почувствовать себя принцем Персии не так прекрасно, как это кажется на первый взгляд. Сельское хозяйство развивается очень медленно, полезных ископаемых мало (если есть вообще), люди вечно голодают…
Единственной ложкой меда для вас станут большие запасы нефти. В пустыне и в около пустынных территориях ее столько, что можно жить ходов 300. На нефть можно менять полезные ископаемые у других стран, еду, заключать мирные договоры и шантажировать (сарказм создателей просто поражает тонкостью).
Для всех совершенств есть ряд общих правил. Кем бы вы ни стали, за всем этим надо следить.
- В первую очередь строить строения, дающие здоровье, во вторую – научные. Первое дает постоянный рост населения и городов, второе – технологический рывок;
- Для любой победы нужен один мощный индустриальный город (для особого строения) и достаточная военная мощь, чтобы удержаться на финишной прямой;
- Не доверяйте никому. Беда может прийти от близкого союзника, который решил позариться на вашу стабильность. Но и топор войны отрывать по каждому поводу вам не советую – могут признать опасной нацией и выпилить быстрее, чем вы выговорите наноминиатюризатор.
- Торговля наше все. Потому постарайтесь договориться/убить всех ксеноморфов, иначе ваши караваны будут периодически погибать от их зверского аппетита. Если договориться не получается, а убивать жалко – стройте ультразвуковой барьер, выбирайте «обратить полярность» и можете забыть о инопланетянах. И еще одно по торговле – как можно быстрее стройте торговый склад. Особенно актуально это будет для городов, находящихся на пересечении торговых путей. Прибыль от проходящих караванов будет капать в ваш бездонный карман.
- Спутники наше все. Орбитальный завод стоит 130 единиц производства, действует в среднем 60 ходов и добавляет по одной единичке индустрии на семи клетках. Итого 420 единиц производства прибыли. Неплохо, не правда ли?
Надеемся, наши советы помогут вам построить сильное и боеспособное государство и победить на любой дистанции.