Любой долго живущий жанр когда-нибудь обзаводится проектом, что нагло высмеивает его пороки. Для JRPG (Final Fantasy, Dragon Quest, суть уловили) таким «пересмешником» стала Bravely Default: Flying Fairy. И сейчас, три года спустя, перед вашим носом вылезла Bravely Second: End Layer...продолжение?.. новая часть?.. улучшенная версия?.. Давайте разберёмся.
Сперва для тех, кто «мимо проходил». Bravely Default радовала игроков не только милой и волшебной спрайтовой картинкой (ах, далёкие времена первого PlayStation, в которых я никогда не жил), но и необычной боевой системой. Строилась она на двух основах: Кредит (Bravely) и Депозит (Default). В первом случае мы атакуем противника несколько раз (берём силу в кредит), а потом пропускаем несколько ходов (отдаём долг). При выборе команды Default мы накапливаем силу (чтобы потом в долг уже не брать) и частично поглощаем нанесённый урон.
Чем такая система хороша? Она позволяет быстро разбираться с мелкими вражками, не дав им даже возможности на ход. Bravely Second развивает такой подход: если ваша боевая четвёрка убила вражка за один удар, то нам сразу подсовывают нового, сохраняя кредиты и силы, увеличивая опыты за победу. Держитесь, мелкота, мы идём!
Bravely Second вообще очень дружелюбна к игрокам. Позволяет играть одной рукой, сохранять выбранный набор классов в шаблон и менять частоту случайных битв. Хотите быстренько пробежаться по игре, наслаждаясь акварельными красотами и сюжетным фарсом? Пожалуйста, напрочь отключите случайные битвы и вперёд. Хотите отточить навыки, прокачать все доступные профессии и просто погриндить для следующего босса? Не проблема, упирайте ползунок в потолок и сражайтесь на здоровье.
К слову, о профессиях. Выдаются они теперь по сюжету, причём открывая одни, мы закрываем доступ к другим. Чтобы открыть все, придётся пройти игру раза два. Их здесь 30, но многие «позаимствованы» из прошлой части. Самокопирование — не потерпим! Подождите, а что это у вас? Повелитель котов и пекарь отравленных тортиков? Какая радость, всегда о таком классе мечтал. Уломали — прощаю. Хотя, постойте.
Во время прохождения Bravely Second, мы раз за разом вспоминаем первую часть. Авторы добавили немало нового: развили боевую систему, добавили новые профессии и социальную составляющую, придумали мини-игру по пошиву плюшевых мишек, сохранили очаровательный фарс в новой истории и по-иному повернули события старой. Молодцы?
Однако многое, очень многое осталось прежним. Тот же мир, те же локации и монстры, те же профессии, та же мини-игра по развитию города. А гринд, даже поданный через самоиронию, остаётся гриндом. Ироды?
Не то и не другое. Если вы соскучились по красотам Люксендарка, местным сражениям и не страшитесь увидеть повторы, то смело берите игру. Если же вы в первый раз столкнулись с серией и не боитесь шутовской атмосферы, полной аниме-клише, то тоже смело расчехляйте 3DS. А вы думали, что такая красота на большие консоли позарится? Её и здесь неплохо кормят.