«Чёрное зеркало» – британский научно-фантастический сериал, в каждой серии которого рассказывается отдельная история о человеке или людях в целом, сквозь призму научно-технического прогресса. В каждой серии представлен новый образ будущего или его субверсия.
Наткнувшись чисто случайно на первую серию первого сезона «Чёрного зеркала», обывателя может шокировать дикий натурализм происходящего. Шутка ли, в 2011 году снята серия, в которой террорист-похититель вынуждает премьер-министра Британии совокупиться со свиньёй в прямом эфире, ради спасения дочери королевского семейства.
Британская половина
Впрочем, столь грубую и противную тему полностью окупает реализация идеи и тот посыл, что шоураннер Чарли Брукер закладывает в этот сатирическо-политический китч – многие люди готовы смотреть на любое непотребство по ТВ, особенно если оно происходит с медийной или всеми ненавидимой персоной. Более того, непотребство вызовет жгучий ажиотаж вплоть до того, что улицы самого большого (по территории) европейского мегаполиса полностью вымрут.
И каждая серия (3 серии в первом сезоне, 3 – во втором и новогодний Special) будет нажимать на определенные болевые точки. В сериале найдут отражение телешоу и гаджеты, перенос сознания в виртуальную реальность и жестокие игры в политику. После каждой серии зрителя побуждают рассуждать и делать выводы. Бывали случаи, когда мы с другом до поздней ночи дискутировали на тему той или иной серии – это ли не показатель того, что темы сериала работают.
Американская половина
В 2015 году сериал официально пересёк Атлантику и устроился под крыло набирающего успех интернет-сервиса Netflix. Тогда же, в сентябре, стриминговый сервис заказал группе режиссёров и лично шоураннеру Чарли Брукеру производство двенадцати серий для потенциального третьего сезона сериала. Позже будет принято решение разделить контент на два сезона, которые выйдут с разницей в год.
Новые условия и новые боссы поставили перед сериалом другую задачу. Если британские два сезона превращали пороки современного общества в жестокую сатиру; высмеивались реалити-шоу, одержимость телевидением и высокими технологиями, то третий сезон по тональности вышел несколько иным. Он стал более вариативным. И менее острым.
В третьем сезоне Брукер видоизменил сериал. Изменилась тональность, изменилась подача материала. В британских сезонах «Чёрное зеркало» жёстко делало зрителя участником всего происходящего. Это делалось для того, чтобы человек, посмотрев серию, мог подумать: «А что сделал бы я в этой ситуации?». И это работало в десяти случаях из десяти.
Третий сезон «Чёрного зеркала» стал гораздо лояльнее к зрителю. Все проблемы поданы и показаны как бы «со стороны», как хорошая научная фантастика, вышедшая из-под пера Филипа Дика, Рэя Брэдбери, Уильяма Гибсона или Роберта Шекли. Многие серии сосредотачиваются на личных проблемах и это главное отличие от британского сегмента.
Безусловно, сериал не стал от этого хуже или лучше, он лишь стал другим. Это как смотреть второй сезон «Настоящего детектива» - новый сюжет захватывает, герои прекрасны, но это уже совсем другая история и она совсем непохожа на болотистую мрачно-готическую Луизиану. Также в сериале появилась нотка надежды – в одной из лучших серий третьего сезона «Сан Джуниперо» - открытый хэппи-энд.
4-й сезон
Четвертый сезон продолжил задумки третьего. В сезоне снова шесть серий, которые рассказывают истории простых людей и их соседство с технологиями. И часто в их жизнь вмешиваются новые технологии. К сожалению, он вышел немного слабее предыдущих. Возможно, виной тому попытка сделать из антологий цельное утопическое будущее – последняя серия 4х6 «Чёрный музей» прямо говорит об этом, оставив внимательным зрителям громадное количество пасхалок.
Сценарист Чарли Брукер вновь погрузил зрителя в собственную технофобию и депрессивные картинки мрачного будущего. Однако в отличие от предыдущих тринадцати эпизодов, шесть серий нового сезона буквально зашкаливают вторичностью. Складывается впечатление, что у шоураннера кризис веры в собственное видение.
Просмотр воспоминаний – уже был в первом сезоне, цифровые копии сознания – уже задействовались минимум дважды, а ещё дополненная реальность и манипуляции с памятью упоминались сразу в нескольких эпизодах.
К тому же, сериал всё меньше опирается на реальные технологии и всё больше их выдумывает. Например, в эпизоде 4х1 «Каллистер» главный герой оцифровывает людей в своей игрушке посредством… слюны с кофейного стаканчика. При этом у цифровой копии остаётся полный набор ощущений, чувств и воспоминаний. Поверить в такое гораздо сложнее, нежели в утопическое будущее, где люди вырабатывают электричество на велотренажёрах и зарабатывают очки для участия в конкурсах талантов.
Зато один из слабейших эпизодов - «Metalhead» - удивил точной и скрупулёзной работой над собачкой-монстром, очень уж похожей на тех, что выпускает Boston Dynamics. Жаль, что основной месседж у этой серии не получился.
В сухом остатке...
«Чёрное зеркало» – прекрасная социальная и политическая сатира, очень тонко балансирующая на грани дозволенного и вседозволенного. Сериал жестоко стебёт современное человеческое общество, перенасыщенное новыми технологиями. Однако, главный посыл создателей сериала из сезона в сезон остаётся одним – сколь угодно человек может обвешаться смартфонами, планшетами, умными часами и другими гаджетами, ему всё равно не изменить свою сущность.
Впрочем, тон сериала с переездом к Netflix становится всё более и более светлым, но это нисколько не мешает иронизировать над человеческими пороками.