Жанр: мюзикл, фэнтези, мелодрама, комедия
Премьера (мир): 4 мая 2019 года
Премьера (РФ): 19 сентября 2019 года
Страна: Великобритания, Россия, Китай
Режиссёр: Дэнни Бойл
Сценарий: Ричард Кёртис, Джек Барт
В ролях: Химеш Патель, Лили Джеймс, Софи Ди Мартино, Эллиз Шаппелль, Мира Сайал, Гарри Мишель, Винсент Франклин, Джоэль Фрай, Майкл Киванука, Карма Суд
Возраст: 12+
Время: 116 минут
Слоган: «Мир забыл про The Beatles. Но только не Джек...»
Оценка фильма: 6.3 из 10
Дэнни Бойл — талантливый режиссёр, который снимает фильмы о персонажах со дна социальной лестницы. Его ключевые герои: наркоман Марк в фильме «На игле» (Юэн Макгрегор), уличный воришка Джамаль из «Миллионера из трущоб» (Дэв Патель), дауншифтер Ричард из «Пляжа» (Леонардо ДиКаприо), и этот список можно продолжать. Режиссёру нравится исследовать персонажей, которые вопреки всем факторам могут раскрыть в себе тайные таланты — так, Джамаль разбогател и нашёл праведную жизнь, как и Марк Рентон в сиквеле «На игле». Нетрудно представить до похода в кино, о чём же будет фильм Yesterday, а после трейлера рассказать весь сюжет от и до.
Yesterday — история музыканта-неудачника Джека Малика, которая по сути является переосмыслением фильма про миллионера из трущоб. Неизвестный, непопулярный и нелюбимый всеми Малик, у которого есть ровно одна поклонница, его подружка Элли, благодаря странному стечению обстоятельств превращается в рок-звезду мирового масштаба. По сюжету, у героя с индийскими корнями из британского Лоустофта совсем не ладится карьера — работает продавцом в супермаркете и пытается музицировать.
Но однажды, когда во всем мире происходит одновременное отключение электричества, Малик врезается на велосипеде в автобус и, в отличие от другого известного музыканта, после аварии выживает. Придя в себя, он по сути оказывается в альтернативной реальности — мире, где песен The Beatles никогда не было, а Леннон живёт обычной скучной жизнью. В этом же мире все пьют Pepsi, и никто не знает про Coca-Cola. А значит, Малик может петь песни ливерпульской четвёрки так, будто написал их сам.
Взяв столь мощный сюжетный приём, Бойл развивает карьеру Малика со скоростью локомотива — вот он исполняет на гитаре для своей семьи Yesterday, с которой всё и началось, а уже спустя 30 минут едет с мировым турне по главным столицам, и на бис поёт Back in the USSR в Москве. Пожалуй, так много песен «Битлов» не звучало в кинематографе с 2007 года, когда вышел мюзикл «Через Вселенную» от Джулии Теймор.
Битломания — удачный бэкграунд для фильма об успехе и красивой жизни рок-звезды, который на поверку оказывается романтической комедией. В отличие от других фильмов Бойла о дауншифтерах или карьеристах, в этом акцент сделан на то, какими усилиями Малику приходится оставаться человеком в мире больших денег и миллионов фанатов. От более традиционных фильмов про быстрый успех на музыкальном Олимпе, например, «Звезда родилась», этот отличается акцентом на гуманистический вектор повествования — каково это, обманывая весь мир, оставаться честным с собой человеком.
Актёрский каст у Бойла в этот раз слабее, чем в его культовых «Пекло» или «T2: Трейнспоттинг». Для актёра Химеша Патела, исполнившего роль главгероя, фильм стал полноценным дебютом в большом кино, во вспомогательных ролях Лили Джеймс и Кейт Маккиннон, а из действительно известных персоналий — музыкант Эд Ширан в роли самого себя. С ним же, кстати, и связаны основные гэги, например, идея переименовать песню Hey Jude в Hey Dude, который звучит в духе времени, а не старомодно.
Из всех этих событий и персонажей сплетается милая, по-своему предсказуемая история любви и к The Beatles, и к Элли, и ко всем деньгам мира — у каждого из ключевых героев есть своя мотивация, но автору удалось сделать из этого целостную картину, заодно высмеяв современные нравы. К примеру, одно из предложенных для дебютного альбома героя, White Album, было отвергнуто, потому что в нем «слишком много белого для нашего времени». И с помощью таких приемов автор провернул наследие The Beatles через мясорубку реалий XXI века.
В целом, это далеко не лучший фильм Дэнни Бойла — он слишком романтичный, наивный и даже в чём-то поверхностный. Для режиссёра с таким послужным списком, как у Бойла, «Yesterday» получился слишком стерильным и выхолощенным, словно тот маркетолог, который боится назвать альбом «Белым». Но как путешествие по всему, что дорого для сердца любого битломана, или же как летний ромком на один раз — кино удалось. «Битлов» тут любят, их песни собирают стадионы, а романтики хоть отбавляй.
Поймите правильно, от такого режиссёра ждёшь чего-то жёсткого, скандального, эпатажного и правдивого. Хотя бы такого, как его предыдущий фильм Т2. Ну, а Yesterday не может решить, про что он — про музыку или же про любовь. Желал он того или нет, но на этот раз Бойл угодил не своей типичной аудитории, а любителям сказок из серии «жили долго и счастливо», или романтических комедий а-ля «Ноттинг Хилл» — уж им-то этот фильм не сможет не понравиться.