Жанр: драма, военный
Премьера (мир): 28 января 2018 года
Премьера (РФ): 9 мая 2019 года
Страна: Россия
Режиссёр: Алексей Федорченко
Сценарий: Алексей Федорченко, Наталия Мещанинова
В ролях: Марта Козлова
Возраст: 12+
Время: 75 минут
Оценка фильма: 9 из 10
Фильм «Война Анны» за последние полгода получил ряд престижных премий — «Золотой орел», «Ника», «Белый слон», приз «Кинотавра». Почти все представители этих фестивалей единогласно признали военную драму Алексея Федорченко лучшим фильмом года, а главную актрису — лучшей актрисой. С целью понять, почему все они проявили такое единодушие, мы отправились на закрытый кинопоказ.
Весь фильм строится вокруг единственной героини — еврейской девочки Ани, всю семью которой уничтожили во время массового расстрела. Осталась в живых только Анна, да и то чудом, потому что мать закрыла ее своим телом. Уцелевшего ребенка находят селяне и отводят в комендатуру в бывшем здании школы, взятой под контроль фашистских оккупантов. Анне удается сбежать и спрятаться в нерабочем камине, который станет ее тайным убежищем на ближайшие годы.
Чтобы выжить на вражеской земле, Анне приходится проявлять не детскую смекалку и методы сурвивалиста — девочке ничего не остается, как идти на любые меры, чтобы остаться в живых, а также сохранить в себе человека. Единственным ее спутником становится бездомная кошка, отношения с которой становятся отдельной трагедией. Всем им по ходу фильма придётся резко повзрослеть, потому что единственная альтернатива незавидна.
За весь фильм Анна не произносит ни слова — печаль, боль, горе и тяжесть выживания среди врагов девочка принимает стоически, но не без слез. Глядя на эти молчаливые страдания трудно не расплакаться самому. Честно говоря, совсем неясно, как после этого фильма вообще можно выйти из кинотеатра с сухими глазами.
Актриса Марта Козлова смотрится абсолютно органично в своей роли — голодающая, грязная сирота, чья гражданская жизнь погибла в массовом расстреле, но борьба продолжается и обретает самые причудливые формы. К слову о причудах: в фильме много аллегоризма, за которым скрывается нечто большее, чем драма о войне. Чего хотя бы стоит новогодняя пирушка сатанистов с раскиданными повсюду сырыми яйцами…
Когда я шел в кино, то ожидал увидеть русскую версию «Списка Шиндлера». По факту этот фильм гораздо ближе к другим картинам — «Искусство выживания» по рассказу Стивена Кинга о том, как человек калечит себя, чтобы прожить еще день, и «Иди и смотри», в котором ребенок становится свидетелем нацистских зверств, ужасов войны, пыток и смертей, превращаясь в седого подростка.
У «Войны Анны» почти та же история, что у мальчика из фильма Элема Климова — вот только Марта Козлова привязана к своему сломанному камину в комендатуре, поэтому весь фильм остается заточена в здании школы. Годы ВОВ проходят для нее зрителем из потайной щелки в камине, но от этого никому не легче.
Лишь во время титров понимаешь, что режиссеру Федорченко удалось создать болезненный фильм, заставляющий не только плакать навзрыд, но и пропустить через себя события кровавого 1941-го истерзанными глазами загнанного в камин ребенка.
«Войну Анны» будут показывать всего несколько дней — с 9 по 12 мая. Часть прибыли от кинопроката авторы переведут на помощь тяжелобольным детям. В России уже много лет не делали действительно достойных фильмов про войну, про жизнь и про наше прошлое. Этот, без сомнения, как раз из таких.