Обзор фильма Ужин

Статья Обзор фильма Ужин

Автор: Евгений Ишков

Дата: 06.11.2017 18:05

+1

Поделитесь с друзьями:

3632

Когда почти двадцать лет назад свет увидела картина «Торжество», многие ценители независимого искусства невольно попались на удочку этого довольно конъюнктурного творения. Прикрываясь оболочкой смелого и неординарного кино (манифест «Догма 95» в определённых кругах считался тогда чуть ли не манной небесной), фильм являл собой по сути классический пример эпатажного арт-хауса. Причем у этой картины была всего одна практическая цель - завлечь публику в сети «высокоинтеллектуального» кинематографа. Фильм «Торжество» эксплуатировал темы семьи и педофилии на собственный, мерзкий лад.

Американский режиссёр израильского происхождения Орен Муверман, подобно датчанину Томасу Винтербергу и его «Торжеству», с чувством заправского сноба отдаёт дань буржуазному взгляду на мир, где у каждой семьи есть скелеты в шкафу и где поздняя трапеза служит лишь предлогом для торжественного вскрытия нарывов современного общества.

Ричард Гир сильно постарел со времён «Красотки», но не успел потерять актерского таланта

Every family has a secret…

Зимний вечер, дорогой ресторан. Представители состоятельного класса Америки восседают за авторски разукрашенными столами и блаженно поедают légumes merveilleux, тихо переговариваясь при этом с собеседниками. Стучат вилки, шипит переливающееся в бокалы шампанское, а официанты, сродни лучам солнца в бесконечное лето, облагораживают и без того райское существование клиентов их заведения.

За одной из таких полян пиршества ютится семейство Ломанов: бывший учитель истории Пол, его жена Клэр, брат и по совместительству конгрессмен Стэн вместе с не первой по счету супругой. Всех их собрало несчастье: младшее поколение Ломанов в лице подростков Рика и Майкла совершили ужасное преступление. Родителям незадачливых детей предстоит разобраться в произошедшем и решить, как же поступать дальше. В процессе их обсуждения стены ресторана познают много грязных секретов…

Сказать, что это очень камерный фильм, значит сказать ничего: действия происходит от силы в четырех декорациях

Говоря начистоту, по-началу сложно заподозрить в «Ужине» присутствие подспудного интереса у его создателя цинично поддеть кожу обывателей (черта присущая, надо сказать, зазнавшимся психологам) и уличить их внутренности в «смертных грехах» (причем этаким непогрешимым судьей предстает - кто бы вы думали? - политик Стэн!).

Преимущественную роль в сокрытии истинного замысла картины (как и в случае с «Торжеством», без сравнений с которым обойтись не получится) играет внешний вид разворачивающегося сюжета: Муверман практически не подражает нарочито уродливому почерку Винтерберга (который, кстати, изначально был призван подчеркнуть мнимую антибуржуазность фильма, но в реальности виделся просто дурацким моветоном авангардистов), а наоборот - пытается сделать всё, чтобы лента выглядела максимально условно, и зритель не воспринимал ее не иначе как честную диалоговую кино-пьесу (здесь даже есть разбивка на гурманские акты: аперитив, закуска, главное блюдо, десерт и т.д.).

Если захотите, можете попробовать следом за режиссёром вникнуть в проблемы американской действительности…

Более того, у него это получается вплоть до финала, и ассоциации с датской лентой всплывают только когда ты едешь на обратном пути в метро, оставшись наедине со своими мыслями.

И тут сложно наверняка определить, хорошо это или плохо. В конце концов, актёры действительно обладают недюжинными способностями, а их разговоры, написанные всё тем же Муверманом, мало походят на штампованные голливудские беседы ни о чем. Зрителям ничего не стоит поддаться иллюзии и окунуться в дебри сложных взаимоотношений семьи Ломанов.

...но, как правило, злободневные сюжеты про жизнь в США сводятся или к нытью Чака Паланика, или к совсем уж максималистским высказываниям

Главное помните, что воспринимать всерьез показанное не надо, иначе потом будете с умным видом рассказывать окружающим об ужасности поведанной «правды». Сегодня и так хватает странных людей, которые, насмотревшись постапокалипсиса, считают своим долгом в каждом диалоге упомянуть животное начало человека.

В сухом остатке…

В итоге получается, что Муверман считает себя великим разоблачителем темных тайн, хотя по факту он смотрится в точности как пошляк-фотограф, из кустов Ардиса снимающий на камеру вовремя замеченное кровосмешение: глупо и отталкивающе.

Оценка фильма: 5.2

Что ещё почитать?
Обзор игры Сатурн
Обзор игры Сатурн
Мария Трикстер, 05.11.2024
Интервью об игре Yakut
Интервью об игре Yakut
Мария Трикстер, 03.11.2024
Смута и грандиозный патч
Смута и грандиозный патч
Мария Трикстер, 08.11.2024
Интервью об игре Грейшафт
Интервью об игре Грейшафт
Мария Трикстер, 01.11.2024
Презентация 1C Game Studios на РЭД ЭКСПО
Презентация 1C Game Studios на РЭД ЭКСПО
Александр Вишневский, 12.12.2024
Интервью об игре Siberian Way
Интервью об игре Siberian Way
Мария Трикстер, 20.11.2024
Интервью об игре Flashloop
Интервью об игре Flashloop
Мария Трикстер, 04.11.2024
Интервью об игре Сатурн
Интервью об игре Сатурн
Мария Трикстер, 27.10.2024