Бывают фильмы, когда небольшой хронометраж чуть менее, чем полностью, составляет зубодробительный экшен, как в «Безумном Максе». Бывают фильмы, когда два часа представляют собой медитативное погружение в мир героев и ты, словно цепенеешь от этого убаюкивающего спокойствия (некоторые фильмы Тарковского). А есть такие фильмы, как «Три билборда на границе Эббинга, Миссури», где за два часа хронометража ни капли экшена, но происходящее на экране поглощает тебя, словно губка воду.
Автор сценария и режиссёр этой ленты – британский режиссёр Мартин МакДона. Его предыдущие работы «Залечь на дно в Брюгге» и «Семь психопатов» были отмечены и обласканы критиками, но номинаций не получили. И вот, с третьей полнометражной работой, МакДона, кажется, прорвался в зал славы – сразу четыре Золотых глобуса, в том числе за «лучший фильм (драма)» и «лучший сценарий». И после просмотра можно смело утверждать – жюри конкурса были полностью правы.
Сюжет разворачивается вокруг женщины по имени Милдред Хейс. Преступник или преступники изнасиловали и убили её дочь, но спустя семь месяцев никто не найден. Отчаявшаяся женщина решается арендовать три билборда на въезде в город и размещает послание для главы полиции – Уильяма Уиллоуби. Однако люди в городе считают такой шаг Милдред неоправданным.
Америка в зеркале
МакДона хватает всего двадцать минут, чтобы сделать всех персонажей этого фильма яркими и запоминающимися личностями. Главная героиня – Милдред – хмурая и некрасивая женщина, выглядит так, будто готова дать по яйцам каждому встречному мужику. Уильям Уиллоуби – больной раком шеф полиции, который из кожи вон лезет, чтобы доказать Милдред её неправоту. Офицер Диксон – великовозрастный маменькин сынок, склонный к неоправданной агрессии.
Здесь даже эпизодические герои играют так, как порой не выкладываются актёры в главных ролях. Взять персонажа Питера Динклейджа - Джэймса. Всего двумя-тремя мазками МакДона делает Джэймса объемным героем, которому не чужды чувства и который жаждет, чтобы в нём видели настоящего человека, а не просто захудалого пьянчугу-карлика из бара. И Динклейдж показал ранимого человека со своими недостатками и достоинствами.
Сценарий проводит героев через все перипетии, заставляя их стать другими. Кому-то хватает одного письма, кому-то поджога полицейского участка, чтобы понять свою неправоту. Герои меняются, рефлексируют на ваших глазах, преображаются. И если поначалу ты искренне ненавидишь героя Сэма Рокуэлла, то ближе к финалу по-настоящему за него переживаешь.
МакДона написал сценарий, который является отражением нынешней Америки. Но всё это подаётся столь ненавязчивого, без крикливых лозунгов, а за счёт мягкого и точного внимания к деталям.
Абсурд, как выражение творческой мысли
Многие высказывают претензии, что фильм несколько абсурден. Впрочем, а что вы хотели от автора «Семи психопатов». Да, герои, порой творят совершенно неадекватные вещи, однако всё это укладывается в тот мир, который показывает режиссёр. США МакДоны – это страна на один шаг за гранью абсурда.
В какой-то момент времени, я даже поймал себя на мысли, что происходящее на экране очень похоже на очередной сезон сериала «Фарго» с небольшими вкраплениями чисто тарантиновского диалога (сцена в баре или со священником).
Схожие социальные рамки, панорама американской глубинки с весьма специфичными героями, а также глубокая проработка психологии персонажей становится залогом подобного сходства. Маленькие города тем и ценны, что все друг друга там знают – это даёт огромный плацдарм для творческой мысли. Пусть даже несколько абсурдной.
Моральные коллизии
Что удивительно, фильм совершенно не зацикливается на убийстве Анджелы Хейс. Снимай этот фильм Дэвид Финчер, он бы уделил больше внимания детективной стороне конфликта. Но МакДону больше интересует морально-этическая сторона драматичной истории. То, что происходит после этих ужасных событий. И как развиваются отношения людей в подобных условиях.
Данный подход я видел в американском сериале «Убийство» (первые два сезона), когда авторы показали отношения в семье после смерти старшего ребёнка. И в «Трёх билбордах» схожая концепция. Милдред Хейс здесь практически одна против всего города. Даже собственный сын не всегда поддерживает её в этой борьбе. Но она готова пойти до конца, лишь бы найти и наказать преступника.
Столь цельного и сложного персонажа было непросто реализовать, но Фрэнсис МакДорманд сделала неплохую заявку на Оскар. Актрисе пришлось играть стальную бабу с оголёнными нервами. Что удивительно, но Милдред в фильме не подаётся, как однозначно положительный персонаж. Её действия можно понять, её можно оправдать, и режиссёр не делает из неё героя.
Открытая же концовка, которую МакДона оборвал едва ли не на полуслове лишь оставляет послевкусие. Диалог героев в машине предлагает зрителю самостоятельно домыслить, чем закончится это путешествие. Банальным хэппи-эндом или кровавой расправой в духе раннего Тарантино.
Три билборда...
Блестящий актёрский состав и совершенно нетривиальная история в духе «Фарго» братьев Коэнов, где убийство – лишь отправная точка для решения куда более важных вопросов. «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» - это кино об одноэтажной Америке, о маленьких городах, где все друг друга знают, о социальных трениях среди разных общественных групп, о произволе служителей закона… наконец, о сильных людях, которым нужна справедливость. Макдона смог воплотить весь колорит глубинки в двухчасовом полотне.
И хронометраж совершенно не замечаешь, потому что история живая, персонажи интересные и ты искренне переживаешь за героев. Однозначно – фаворит гонки за Оскар.