Из всех героев Марвел, пожалуй, самыми скучными до недавнего времени были Стив Роджерс (Капитан Америка) и Тор сын Одина. Неоднозначные оценки и прохладная критика первых двух лент о боге молний и грома заставили боссов Марвел и Дисней обратится к человеку с нестандартным видением.
С уверенностью можно заявить, что смена вектора в развитии героя сыграла Тору на руку. Тайка Вайтити выделил у героя важную составляющую характера – его эгоистическую натуру с тягой к приключениям – и выстроил вокруг этого ослепительно золотой асгардский дворец. В Рагнарёке нашлось место и семейным утратам, и апокалиптичным отсылкам, и драме, и лёгкому флирту, и сальным шуточкам… тысячи их.
Фильм «Тор: Рагнарёк» стартует с головокружительной завязки – главный герой в сознательном плену у Суртура, пытаясь выяснить причину своих кошмарных снов о падении Асгарда – Рагнарёке. Как выясняется – глобальный пушной зверь придёт в Асгард совсем скоро и этого не избежать. Разобравшись с пылающим гигантом и узнав всё необходимое, Тор возвращается домой, где встречает узурпировавшего власть Локи, скрывающегося под личиной Одина. Впрочем, им недолго осталось играться с троном Всеотца, потому что совсем скоро из заточения появится богиня смерти Хела, которая пожелает вернуть утраченные позиции за тысячи веков.
Ещё одна глава в киновселенной
Сценаристы прекрасно выписывают цельную историю своей мультивселенной, добавляя новых персонажей и используя уже имеющихся. Яркий тому пример – блестяще вписанное в триквел о Торе камео Доктора Стрэнджа. Вернее бы звучало, что данное камео является несколько расширенной версией сцены после титров в сольнике Стрэнджа, однако, как же здорово получилось вплести этого героя в арку отношений Тора и Локи.
Нашлось даже место небольшим шуткам и отсылкам. Например, во время театральной постановки в Асгарде о смерти Локи (события второго фильма), Одина играет Сэм Нил, Тора – Люк Хемсворт (родной брат Криса «Тора»), а Локи – Мэтт Дэймон. Об участии Мэтта в киновселенной «Марвел» давным-давно ходили слухи и вот они подтвердились.
Шутки ради шуток
Однако фильм горит пламенем Рагнарёка на том, в чём Тайка Вайтити действительно хорош, а именно, юморе. Не поймите неправильно, «Тор: Рагнарёк» – прекрасное развлекательное кино, которое нужно смотреть в 3D, а ещё лучше в IMAX, чтобы получить визуальное и эстетическое удовольствие от потрясающей работы специалистов по эффектам; «Тор 3» отлично ведёт зрителя через все задуманные авторами сюжетные перипетии, но в попытке размежевать экшен, сценаристы превратили Тора в задорную клоунаду. Шутки и ирония искрят буквально в каждом диалоге, в каждом комичном элементе. Если первые два Тора были похожи на классические постановки Шекспира времён жизни самого Шекспира, то третий Тор – Шекспир в исполнении актёров кабаре викторианской Англии.
Больше всего разочаровывают ужимки самого Тора. Я по-прежнему считаю удачным тот апгрейд, что сделал Тайка Вайтити из тяжеловесного и пафосного бога, вот только он перестарался, разрушив образ брутального бога молний. Теперь его крайне трудно воспринимать серьёзно. Тор будто бы вмиг превратился в семнадцатилетнего пацана, падкого до примитивного троллинга более сильного противника. При этом всём прекрасно смотрится сцена в тронном зале Асгарда, когда Тор отвлекает внимание Хелы, пока его народ спасается бегством.
Боги против богов
К слову, раз уж зашёл разговор о злодейке фильма – Кейт Бланшетт идеально вписалась в роль жестокой богини смерти Хелы. Её исподбровный взгляд холодил спину при просмотре. Она будто глядела на тебя и сквозь тебя – жуткое ощущение. Как заметили многие критики, у Хелы недостаточно удачно прописан бэкграунд, но я бы сказал, что для понимания её мотивации стоит копнуть немного глубже: она ведь провела много лет в заточении, а когда вновь вернулась в Асгард – пропиталась его силой, претворяя в жизнь жестокий план по порабощению пока что своего мира.
Единственное, к чему можно несомненно придраться, так это к отсутствию опасности жизни героев. Боги бьют по щам другим богам, кидают друг друга через десятки километров, получают рваные, колотые и резаные раны, но ничего не теряют (почти!). Падают с большой высоты и не разбиваются тут даже люди (привет Марку Руффало).
Из других удачных актерских работ стоит отметить отлично вжившегося в роль Грандмастера Джеффа Голдблюма. Кажется, актёр перенял повадки шоумена Цезаря Фликермана в исполнении Стэнли Туччи из серии фильмов Голодные игры. По сравнению со вторыми Стражами, у актёра гораздо больше времени и буквально каждое его появление доставляет истинное удовольствие. Чего только стоит резко меняющееся лицо Грандмастера, когда Тор даёт отпор Халку на арене.
В сухом остатке...
Марвел придумали идеальную схему: берешь героя, ставишь ему две-три задачи за фильм, протаскиваешь через горнило перипетий, жахаешь сверху кульминацией посочнее и изменяешь отношение героя к какому-то аспекту своего характера. Последние четыре сольных фильма в киновселенной собираются по данному лекалу. И это, чёрт возьми, работает. В который раз ты погружаешься в этот мир целиком, наслаждаешься визуалом и игрой актёров и на выходе из кинотеатра тебе совершенно не за что ругать кино. Более того, ты ждёшь этот аттракцион с замиранием сердца.
При этом боссы Дисней/Марвел привлекают к работе режиссёров, которые способны удивить. И пока механизм работает без сбоев, мы будем смотреть попкорновое развлекательное кинцо. И будем ждать это кинцо.