С увидевшей свет в далеком 1984-ом году картиной под названием «Терминатор» произошла точно такая же ситуация, что и с «Бегущим по лезвию»: немногочисленным простым зрителям фильм понравился, а вот критики хоть особо и не ругали его, но и хвалебными эпитетами никто из них не сыпал. Лишь намного позже вторую по счету ленту великого режиссёра Джеймса Кэмерона знатоки кино обласкают в многочисленных ретроспективах и пришьют положительный ярлык «фильм, опередивший своё время».
Удивительно, что с выпущенной спустя семь лет следующей частью об отчаянной борьбе людей с разумными машинами за светлое будущее всё было иначе: залы кинотеатров забивались до отказа и после финальных кадров выпускали восхищенные толпы обывателей, а строгие контролеры «настоящего» кинематографического искусства откинули снобские предубеждения и провозгласили ленту жанра боевик (пусть мастерски сделанную, но всё же остающуюся в рамках ненавистной любителям Тарковского и Вендерса тематики) одним из лучших фильмов за всё время.
Но вернемся к дню сегодняшнему: в 2017 году практически не осталось тех несчастных, которые не смотрели фильм (хотя забавно было зайти в кинозал и услышать от других журналистов - «только не спойлерите») или не слышали о нём из других картин и тв-сериалов, что полнятся отсылками и пародиями на историю о киборгах-убийцах и искусственном разуме SkyNet, которая и по сей день является бессмертной частью массовой культуры.
Именно по этой причине мы изначально не думали делать классический обзор на скоро выходящую отреставрированную версию «Терминатора 2», а только хотели поделиться мнением о ее актуальности и внесенных изменениях.
Однако, после просмотра мы пришли к выводу, что неплохо было бы всё-таки написать что-то наподобие одной из тех ретроспектив, о которых говорилось выше, и в очередной раз напомнить, почему фильм произвел фурор почти тридцать лет назад и почему с тех пор не вышло ничего такого, что могло бы его затмить.
Мы вновь возвращаемся в прошлое и предлагаем тебе, читатель, составить нам компанию. Мы не настаиваем, но как говорится: «иди с нами, если хочешь жить».
Апокалипсис сегодня
После событий первой части прошло несколько лет и многое изменилось: мать будущего предводителя сопротивления Сара Коннор, закаленная смертью Кайла Риза и полная решимости предотвратить конец света, теперь вынуждена ютиться в «уютных» стенах психиатрической лечебницы за попытку взорвать здание компании, которая через несколько лет создаст искусственный интеллект Скайнет и тем самым не только подпишет смертный приговор трем миллиардам человеческих жизней, но и поставит весь вид Homo sapiens под угрозу вымирания.
В это время её уже родившийся сын Джон ведет жизнь обычного подростка с хулиганскими наклонностями и даже слышать не хочет о своей предстоящей роли командира в грядущей войне с машинами, так как считает все рассказы матери не более чем плодами воспалённого ума сумасшедшей.
Но реальность дает о себе знать, и Джон понимает, что даже самые мало правдивые сказки могут оказаться ужасающей правдой: Скайнет с помощью машины времени снова отправляет в прошлое Терминатора, дабы тот убил главного защитника человечества. Выжившие в ядерной зиме люди также посылают перепрограммированного киборга, но уже с целью оградить своего молодого спасителя от преждевременной смерти. Битва за будущее только начинается.
Как и при ознакомительном просмотре на старом ламповом телевизоре, восхищаешься не столько самим действом, в котором режиссер-перфекционист, тщательно заботясь о мелочах и с математической точностью добавляя необходимое количество определенного сентимента для той или иной сцены, смешивает умные жанры с мейнстримовыми, сколько фирменным, практически визионерским (непривычным, кстати, для американского кино) подходом Кэмерона к работе над масштабным полотном.
Это стремление утолить желания массовой аудитории, по факту выставляет на показ признаки авторской философии, стиснутой или обрезанной продюсерскими ножницами. С одной стороны, у нас есть классическое драматическое произведение (с поправкой на зрелищность голливудского стиля подачи) с крепким сценарием. В нем героические персонажи, преодолевая препятствия и сражаясь с антагонистом в лице T-1000, разрешают глобальный конфликт о допустимости искусственного интеллекта на нашей планете и о том полезен ли он.
Но есть и другая сторона медали. В картине все драматические перипетии приобретают форму антирелигиозного значения, смысл которой сводится к отсутствию некой прямой линии пути (того, что люди склонны называть судьбой), с которой нам не дано свернуть на другие - гораздо более привлекательные дороги.
И хотя данный «месседж» проговаривается за весь хронометраж несколько раз, всё же нельзя не отметить присущую правильно выстроенным киноисториям особенность, заключающуюся в раскрывание смысла сюжета, прежде всего, не в диалогах или типовых закадровых монологах, а в самих действиях героев.
В данном конкретном случае, это выражается в желании спасти мир. Персонажи совершают различные поступки, приводящие к созданию и развитию конфликта, а в финале - к его завершению (между прочим, именно поэтому режиссёрская версия концовки выглядит гораздо лучше оригинальной).
Впрочем, «Терминатор 2» нельзя рассматривать только в узкой призме великолепного представителя умного боевика, учитывая, что на момент выхода это был самый дорогой фильм в истории, из-за сложной компьютерной графики и обилия мастерски поставленных экшен-сцен, требующих обилие спецэффектов.
Реставраторы, понятное дело, не смогли сделать невозможное, — превратить далекой давности ленту в ничем не уступающий нынешним поделкам вид. Но они постарались, чтобы новая версия отличалась от предыдущей: оцифровка плёнки в 4K формате, повторная цветокоррекция с учётом более чёткого разрешения и, конечно же, перевод фильма на 3D рельсы - все эти изменения пошли на пользу, и можно только восхититься вложенными усилиями ответственной команды.
I'll be back
В заключение скажем лишь, что если бы вы спросили у нас стоит ли пересматривать классику кинематографа на широком экране кинотеатра, мы ответили бы утвердительно. В конце концов, так уже больше не снимают, и вряд ли в ближайшее время мы увидим хотя бы приближенную к качеству «Терминатору 2» картину.
P.S. Также хочется добавить со своей колокольни: до пресс-показа обозреваемого фильма, мне не доводилось видеть какой-нибудь старой, но до сих пор любимой ленты на экране кинотеатра. Честно сказать, я получил несравнимые с домашним просмотром ощущения. Поэтому, на 3D-версию стоит сходить для того, чтобы почувствовать хотя бы толику того восторга, который ощутили счастливые зрители США в июле 1991 года.