Обзор фильма Сторож

Статья Обзор фильма Сторож

Автор: Милан Асанов

Дата: 28.10.2019 16:40

+2

Поделитесь с друзьями:

14482

Название в мире: Maleficent: Mistress of Evil

Жанр: драма, триллер

Премьера (РФ): 24 октября 2019 года, «КиноПоиск»

Страна: Россия

Режиссёр: Юрий Быков

Сценарий: Юрий Быков

Продюсер: Андрей Новиков, Александр Котелевский, Ольга Филипук

Оператор: Владимир Ушаков

В ролях: Юрий Быков, Владислав Абашин, Алла Юганова, Александр Кузьмин, Артур Бесчастный, Гела Месхи, Олег Зима, Алексей Симонов, Николай Козак, Дмитрий Блохин

Возраст: 16+

Время: 106 минут

Бюджет: 55 000 000 рублей

Слоган: «Ложь – это смерть. Любовь – это жизнь»

Похожие фильмы: Дурак, Завод, Спящие, Майор

Оценка фильма: 6.5 из 10

Юрий Быков за последние годы приобрел настоящую народную любовь в России. Именно что народную, критики его так и не взлюбили, на прошедшем этим летом Кинотавре многие из них остались недовольны. Зато жители нашей страны успели окрестить Быкова «народным режиссером России»: это понятно как и из недавнего голосования на КиноПоиске, где его «Дурака» выбрали «главным фильмом за последние 15 лет, изменившим отношение к российскому кино», так и из комментариев под трейлерами того же «Сторожа», в которых пользователи гневно возмущаются, как можно Быкову ставить дизлайки.

Главная и очевидная причина такого восхищения – этакая грубая «социалочка», сказанная прямо в лоб, без лишних метафор и хождений вокруг да около. Вот только теперь сам режиссер устал от злободневных тем, ему пресытилось то, что приводило в восторг или заставляло часами лежать под одеялом в нахлынувшей депрессии многих зрителей. Сейчас же Быков снял очень личное кино, чтобы разобраться в корне озвученных ранее проблем, а именно во взаимоотношениях между людьми.

По словам Быкова, «Сторож» - самый сложный его фильм в плане съемок

Где-то в глубинке России стоит старый заброшенный санаторий. Охраняет его один единственный сторож. У него нет имени (на Кинотавре еще было, но до проката не дошло, и это к лучшему), нет близких, да вообще ничего нет. Лишь комната с кроватью, кипятильником, который постоянно лежит в кружке, множества собственноручно сделанных игрушек из трубок для капельниц и пёс по кличке Бандит. В общем, типичный аскет.

Хотя, казалось бы, мало кто, особенно в нашей стране, может по своей воле выбрать такой образ жизни. Вокруг сплошные леса, трубы и очень много снега – прекрасные и довольно типичные для Быкова пейзажи, которые он сам в лице главного героя томно наблюдает, глядя в окно, куда монотонно стучит голая ветка, олицетворяющая в фильме полное одиночество.

Любование пейзажами резко сменяется крайне напряженной сценой: поиски Бандита, не явившегося к завтраку. Под мрачную музыку и резкий монтаж сторож с трудом передвигается по заваленным снегом дорожкам санатория, окликивая единственного компаньона в этой глуши, но находит лишь его труп, повешенный на дереве у выездных ворот. Будто лишившись последнего смысла, «герой» хоронит Бандита, хватает веревку из комнаты, закидывает петлю на ту же ветку, но последний шаг ему мешает сделать машина, протаранившая ворота на полном ходу.

Обратная сторона одной из самых напряженных сцен фильма

Дальше «Сторож» из мрачного триллера, каким он казался в первые минуты, превращается в легкую комедию абсурда с налетом драмы. Из машины вываливается не совсем адекватная и малость нетрезвая мадам, с криками «помогите, маньяк!» убежавшая от сторожа и затем устроившая погром в здании санатория. Чуть позже заявляется её муж и просит временного жилья, вываливая на всеобщее обозрение пачку пятитысячных. Но наш сторож – мужик добрый и понимающий, поэтому безвозмездно дает им комнату с просьбой не сильно мешать его тихой размеренной жизни.

Без драм, конечно же, не обошлось. Лежа на кровати в окружении сплетенных игрушек, сторож то и дело слышит срывающегося в истерики мужа, орущую жену, постоянно прикладывающуюся к бутылке, каких-то бандитов, желающих сжечь его сарай и еще что-нибудь в придачу. Ко всему этому постепенно прибавляется желание героя узнать побольше о своих таинственных гостях, что непременно приводит к разбору психологических портретов, хотя напоминает скорее копание в чужом грязном белье.

Этот кадр можно использовать как альтернативную версию постера

Именно что грязном, ведь иначе и не могло оказаться, особенно в контексте таких скрытных людей, прячущихся в глуши неизвестно от кого. От триллера «Сторожа» отделяет тот факт, что информацию об их бэкграунде мы получаем прямо в лоб, в ходе парочки томных монологов. Хоть Быков и выдерживает определенную паузу, давая зрителю самому построить теории и мысленно высказать догадки, что уже является плюсом картины, но подобный приём превращает фильм в рядовую драму, несомненно чувственную и заставляющую сопереживать, но абсолютно предсказуемую. И все же, есть стойкое ощущение, что удивлять режиссер и не пытался.

На специальном показе в Санкт-Петербурге Быков, представляя картину, искренне попросил зрителей дать понять ему, насколько доступно и вообще ли верно он подал свои мысли. Его сомнение в собственных моральных посылах также напрямую связано с главным героем, которого сыграл сам режиссер (пришлось экстренно заменить из-за несостыковок с претендентом на роль). Безымянный сторож на протяжении всего хронометража метается в своих предрасположенностях, благо хоть метаться приходится лишь между двумя людьми. Он создает впечатление человека-марионетки, не то чтобы не имеющего своего мнения, а скорее осознающего, что мнение это особо никому и не нужно.

Герой Быкова вышел крайне противоречивой личностью

Это же отразилось и на самой игре Быкова, впрочем, он и сам ей не доволен. От других актеров тоже не приходится ожидать особых откровений, так что ситуацию благополучно спасают частые и по-своему прекрасные длительные планы снежных пейзажей, чья красота изредка нарушается бороздящими засыпанные тропинки хмурыми лицами с лопатой или бутылкой в руке. Восхищаться хочется лишь саундтреком, иногда тревожным, местами меланхоличным, но всегда четко передающим настроение повествования.

Безусловно, главные мысли, которые Быков хотел донести, читаются с первых минут. Одиночество, с которым люди сталкиваются в жизни, способно загнать их в самую глушь подсознания, отталкивая от любой протянутой руки помощи или же хватаясь за каждую ветку, скромно стучащую в окно. Несмотря на то, ездит он на дорогой машине или ходит в одном и том же свитере, отчаянно хочется иметь рядом того, кто готов понять и поддержать. Иначе все мы когда-нибудь сломаемся.

Но, при всей простоте и лобовой подачи картины, все ещеостается вероятность пропуска многих тем, благополучно пройденных мимо зрительского взора. Не зря эту картину можно считать самой личной в фильмографии режиссера: кино не столько для зрителя, сколько для возможности наконец выговориться и выплеснуть своих демонов, даже если они большую часть времени молчат и пьют.

Что ещё почитать?
inZOI выйдет весной
inZOI выйдет весной
Максим Антонов, 07.11.2024
Обзор игры Сатурн
Обзор игры Сатурн
Мария Трикстер, 05.11.2024