Не хочется в черт знает какой раз кидаться обвинениями, но уж извините, ярые фанаты супергероев, факт остаётся фактом: кассовые сборы поделок Marvel привели к не очень удачной тенденции среди крупных производителей фильмов искусственно создавать обширные киновселенные, в которые обычно входят сразу несколько сюжетно взаимосвязанных картин.
Хороших представителей подобного решения немного: чего стоит, например, лента «Дракула» и недавний перезапуск в прошлом известной франшизы «Мумия» от продюсеров из Universal Pictures, которые обеими картинами пытались заинтересовать зрителя особой мифологией мистического мира и тем самым дать старт бесконечному конвейеру однотипных фильмов. Однако, из-за не самых радушных отзывов критиков и сравнительно небольших сборов в американском прокате киностудии продолжили дальше клепать очередные «Форсажи».
Как правило, чужие ошибки ничему не учат, и поэтому Warner Bros, недолго думая, тоже решила сделать из своих крайне успешных фильмов ужасов целую медийную эпопею, где до этого момента времени в общей канве находились только две части «Заклятия» и их ответвление «Проклятие Аннабель» - недоразумение, появившееся из под палки продюсеров.
Но если первый спин-офф по известной аналогии с блином вышел комом и скорее был странной семейной драмой, нежели настоящим хоррором, то вот второй старательно изображает из себя первоклассный ужастик. И, надо сказать, во многие моменты у него это получается.
Детские игры
Семья Маллинзов многие годы жила как обычная счастливая ячейка общества образца Америки прошлого века: глава семейства Сэмюэль усердно работал изготовителем кукол и любил побаловать непоседливую дочь по имени Би играми в прятки, в то время как его жена Эстер старалась выглядеть хорошей домохозяйкой и с теплотой заботилась о близких ей людях.
Однако, всё изменилось, когда в один воскресный день малютку Би случайно насмерть сбила машина: страдая от горя, родители становятся затворниками и уже практически не выходят из собственного дома, где ещё чувствуется присутствие их дорогого сердцу ребёнка, которому просто не повезло оказаться не в том месте и не в то время.
Спустя двенадцать лет Маллинзы решают, что пора снова впустить жизнь в их обветшалое жилище, и любезно приглашают сирот из детского приюта пожить у них. Те, в свою очередь, радуются вновь обретенной крыше над головой: ведь прошлое место обитания закрыли и им некуда было больше идти.
Как часто бывает в подобных случаях - радость продолжалась недолго: дети вскоре понимают, что в доме, помимо Маллинзов и их самих, есть еще некто невидимый. И этот некто явно не добрый посланник Бога.
Основной камень преткновения картины - её история. И проблема кроется не в затасканной уже донельзя фабуле аля «страшные приключения клише на клише в доме без реновации», а в подаче сюжета: чуть ли не весь хронометраж зрителя искусно пугают громкими звуками и выскакивающими из ниоткуда монстрами с перекошенными лицами, в коротких перерывах раскрывая типовых героев и подливая в действо сентимент драмы. При этом, создатели фильма практически не пытаются создать у зрителя ощущение мистерии, некой тайны, стоящей за всем происходящим и буквально сочащейся из некогда звенящих от детского смеха стен потухшего семейного очага.
Причем даже те крохи сюжетного саспенса, которые автор истории не поленился всунуть в общую канву (когда у него, наверное, случилось внезапное вдохновение), в итоге нивелируются самым банальнейшим образом: обилием объяснений из уст персонажа (которого, кстати, долгое время показывают исподтишка и преподносят как источник зла) и флешбеком в один присест. На этом всё. Больше «гениальный» сценарист ничего из себя не смог выдавить.
Хотя несомненно нельзя сказать, что классические аксиомы страха не действуют в данном конкретном случае: устрашающая неизвестностью темнота, давящие на мозг сэмплы в связке с жизнерадостными и психоделическими песнями, иррациональная мистика, а также леденящая кровь в жилах одним только своим видом проклятая кукла - всё это работает уже не первый десяток лет, и вряд ли неискушенный ужасами человек сможет весь фильм просидеть с открытыми глазами.
Второй (пока не особо важный для обычного зрителя) - маленький, но потенциально очень опасный недостаток заключается в стиле режиссера Дэвида Ф. Сэндберга, а точнее - в полном его отсутствии.
Сам кинематографист постоянно ссылается на картины Джеймса Вана (который помимо «Заклятий» снял еще пару частей «Астрала»): мол, всё сделано по учебнику признанного маэстро хорроров. И с этим трудно поспорить, ведь невооруженным взглядом можно заметить, что у обоих авторов приемы запугивания предельно похожи (особенно хорошо, по-моему, Сэндбергу удалось скопировать постоянное чередование, так называемых, «обманок» - когда зрителя крайне настойчиво убеждают в скором появлении стримера, но показывают его только тогда, когда тот успокоится и опрометчиво подумает, что опасность миновала).
Другое дело, что именно из-за такого шаблонного подхода серия «Паранормальное явление» сегодня переживает отнюдь не лучшие времена (по крайней мере, качество фильмов сильно страдает).
Вполне возможно, что коли в будущем Warner Bros. не подберет более смелых (и опытных, а не как Леонетти) режиссеров на планирующиеся ленты, то зрители каждый год будут смотреть или на скучную мутотень, или, в самом худшем случае, на трэш со серьезной миной.
В сухом остатке…
Несмотря на все это, на данном этапе, «Проклятие Аннабель: Зарождение зла» выглядит отличным фильмом ужасов, крепко спаянным по примеру работ Джеймса Вана. А что ещё нужно для жизни любителям пощекотать нервы в кинотеатрах?