Писателю Стивену Кингу в последнее время совсем не везёт на экранизации. Сериал «Мгла» всхлопнулся на первом же сезоне, «Мистер Мерседес» прошел незамеченным, а «Тёмная башня» эпически провалилась в прокате, поставив большие сомнения в продолжении приключений Роланда Дискейна.
Добавлял масла в огонь и сам писатель, постоянно настраивая зрителей, что его экранизации хороши. Потому, когда на предпоказе, Кинг сказал, что ему понравился фильм Андреса Мускетти, большинство зрителей сделали соответствующий вывод.
Опасения были напрасны. Новая версия «Оно» эталон и фильма ужасов, и фильма о взрослении подростков. Но обо всём по порядку.
Первоисточник
«Оно» - одно из самых известных произведений Стивена Кинга. Книга вышла в 1986 году и была номинирована на премию «Локус» и «Всемирную премию фэнтези». Ни один расширенный книжный топ не обходится без упоминания этого произведения и есть почему. Планомерно выстраивая кирпичик за кирпичиком повествование, Кинг раскрывает в 900-страничном романе всё то, что обычно называют типичным «Стивеном Кингом»: власть воспоминаний, меланхоличное течение времени в американской глубинке, сила единения группы. И, конечно же, влияние детских страхов и психологических травм на дальнейшую жизнь.
В центре сюжета семеро друзей, именующие себя «Клуб неудачников» из вымышленного города Дерри в штате Мэн. И если в книге все персонажи развиваются в равных пропорциях, то в фильме сделали акцент на переживаниях Билла Денбро, ведь именно исчезновение его брата положило начало череды мистических исчезновений детей, переросших в кровавое пиршество злобного клоуна по имени Пеннивайз.
Равные доли реализма…
Но прежде, чем в открытую выступить против жестокого существа, ребятам предстоит дать бой и чисто человеческим проблемам. Местная гопота во главе с Генри Бауэрсом ненавидят «Клуб неудачников», всячески унижая и третируя главных героев. Взрослые или решают свои проблемы, или не замечают проблемы подростков.
И всё это на фоне предрассудков хтонического, законсервированного и обращённого внутрь небольшого городка, где все друг друга знают. И постановщики картины уделяют этому всему достаточно экранного времени. Зритель погружен в «Клуб неудачников», он становится его частью и ближе к концу фильма, когда ребята идут буквально в рукопашную на причину всех своих бед, зритель переживает за каждого персонажа.
Способствуют этому отлично вписывающиеся в свои роли актеры. Между ними чувствуется пресловутая киношная химия, а антураж веет оригинальной книгой. Среди молодых актеров, конечно же, выделяется Финн Вулфард, мастерски отыгравший в недавнем «Stranger Things». Его шутки, порой, на грани фола, вносят необходимый комический эффект, разбавляя гнетущее ощущение хичкоковского саспенса.
Сработал и перенос событий из пятидесятых в восьмидесятые. Он выглядит уместно и выжимает скупую ностальгическую слезу из выросшего на оригинальном (книжном и киношном) произведении зрителя. Создатели картины мягко наполняют кадр деталями и отсылками к поп-культуре того времени. Нет-нет, да и промелькнёт постер к вышедшему в те годы фильму. Эти небольшие оммажи делают картину безумно похожей на уже упомянутое выше прошлогоднее телевизионное шоу «Очень странные дела», тепло встреченное критиками.
… и ужастика в чистом его виде
Визионерские способности Мускетти в этот раз отлично дополняются отличной работой камеры. Южнокорейский оператор Чон Джон-хун выбирает именно те ракурсы, которые идеально подходят той или иной сцене. Особенно он отличился, когда показывал Пеннивайза.
Образ клоуна-убийцы – едва ли не самая убедительная вещь, что была в фильме. На роль претендовали многие актёры: от Джонни Деппа до блиставшего уже в этом образе Тима Карри. Но 26-летний парнишка из Стокгольма Билл Скарсгард воплотил, пожалуй, одного из самых жутких персонажей и сделал это так, что о старом Пеннивайзе если и не забыли, то хотя бы не стали сравнивать. А это уже показатель того, насколько образ удался.
И несмотря на то, что Пеннивайз за весь фильм появляется не более дюжины раз, каждое его появление отлично сопровождается музыкальной дорожкой отличного композитора Бенджамина Уоллфиша.
Отдельного упоминания достойно воплощение призраков, которых вызывает Пеннивайз для каждого героя. Они метафорично иллюстрируют главную мысль, скачущую у Стивена Кинга из книги в книгу – мы рабы своих детских страхов.
В сухом остатке...
Конечно, в фильме не смогли уместиться все события (оттого создатели и разделили кино на полноценные две части). Фильм не строит из себя заумного философа, не бросается в коллективно-бессознательное и не пытается зайти на территорию пухлого тома.
Режиссер Мускетти делает то, что у него с отличием получилось в триллере «Мама». Он пугает зрителя, экстраполируя детские страхи героев на страхи самих зрителей. Это работало в экранизации 1990 года, это с успехом работает и 27 лет спустя, и это будет работать в любое время. Именно этого и добивался Стивен Кинг, работая над романом «Оно». Именно это с лихвой удаётся и новому фильму. Потому он так хорош.