Фильм «Приют» в течение всей своей съемки выглядел в глазах потенциальных зрителей как очередной ужастик дешевого пошиба, который годится лишь для того, чтобы скрасить ничем не занятое времяпрепровождение. Но после выхода в прокат оказалось, что первая серьезная лента Хуана Антонио Байоны обладает старомодными качествами любого хорошего хоррор-триллера эпохи двадцатого столетия, которые в новом веке предприимчивые киностудии заменили суррогатными пугалками и полной клишированностью действия.
Сценарист «Приюта» Серхио Г. Санчез перенёс в свой полнометражный дебют все приемы и сценарные ходы, что были задействованы в его предыдущей работе, создав на выходе не сильно оригинальное, но крайне интересное и атмосферное кино «Обитель тьмы», которое позже вполне может стать для ценителей жанра одним из лучших его представителей.
Мои шестидесятые
Семья Мэрроубон переезжает в ветхий дом на окраине захолустного городка, дабы сбежать от тёмных воспоминаний о прошлой жизни. К сожалению, после приезда в полуразрушенную обитель их дела стали ещё хуже: искалеченная судьбой мать семейства умирает от тяжелой болезни, а ее четверым детям ничего не остаётся, кроме как сидеть взаперти до тех пор, пока старший из них (парень Джек) не достигнет совершеннолетия и не сможет взять официальную опеку над остальными.
Наверное, всё сложилось бы хорошо, если бы отголоски былых страданий и невзгод не настигли рано повзрослевших подростков, но именно это и происходит: призраки прошлого вламываются в семейную крепость, и теперь Мэрроубонам предстоит снова столкнуться со старым ужасом, зловеще глядящим на них из разбитых зеркал…
По строению фильм напоминает объемный роман беллетриста (согласно пресс-релизу, в таком ключе и писался сценарий), который неспешно знакомит с действующими лицами и попутно расставляет их на шахматной доске, чтобы только после получасовой прелюди начать играть со зрителем.
Впрочем, это не значит, что подобный подход в данном случае (за исключением пары действительно затянутых сцен) растягивает хронометраж до страшных размеров (просмотр картины займет меньше двух часов), чем образует пустоту постановки, а у кинозрителя вызывает желание встать с кресла и пойти заняться чем-то более занимательным.
Минимализм Санчеза служит для создания соответствующей атмосферы и наполнения истории не сильно важными, на первый взгляд, элементами, которые невнимательная публика может спокойно проигнорировать. Режиссёр не развешивает чеховские ружья на каждом углу и не устремляется в поток нолановского искривленного времени (хотя, надо признать, один раз всё же жульничает на поприще нелинейного монтажа) ради обывательских выкриков в зале «Не, ну вы видали?! Как завернул то! Гений, истинный гений!».
Он скорее сказочник-перфекционист, разбрасывающий то тут, то там хлебные крошки. Режиссер хочет затащить человека за перегородку экрана и лишь после этого взявшись за руки со зрителем пройти созданный им же путь (неосложненный заковыристыми тропинками), ведущий прямиком в пасть драматичного и закономерного окончания.
Помогают ему в этом обычные инструменты для погружения зрителя в происходящее: прописанные герои (второстепенные образы, впрочем, отличаются некоторой утрированностью), интригующая завязка, приятная глазу съемка, неплохой саундтрек и, конечно же, правильный антураж.
В сухом остатке…
Картина «Обитель теней» оставляет после себя приятное послевкусие, сохраняющееся на протяжении нескольких дней. Это не мировой шедевр, но явно та картина, к которой захочешь вернуться в холодный зимний вечер, когда метель воет песни, а руки сами собой не отпускают горячую кружку чая.