Обзор фильма Матильда

Статья Обзор фильма Матильда

Автор: Сергей Янин

Дата: 10.11.2017 14:57

0

Поделитесь с друзьями:

3882

Перед тем, как начать обзор, стоит сказать, что я не отношусь к числу обиженных верующих, не отношусь к ПОКЛОНникам, и честно защищал фильм до его выхода в кинотеатры, потому что считаю, что радикалисты не должны препятствовать киноискусству. Какое бы оно ни было.

Теперь, когда расставлены точки над «i», перейдём непосредственно к обзору фильма «Матильда». Оцениваться будет сценарий, режиссура, актерская игра, декорации и костюмы, а также визуальный стиль картины. Ни ожидания, ни пиар, ни личности нам не интересны.

Сценарий

Фильм «Матильда» рассказывает об отношениях цесаревича Николая II с балериной Мариинского театра Матильдой Кшесинской. Как повествуют официальные документы, а к ним стоит отнести оригинальные дневники цесаревича и балерины, отношения главных героев первое время были исключительно богемными и платоническими и лишь через год перешли к «более близким». Однако после того, как Алиса Гессен-Дармштадская дала своё согласие на принятие православия, Николай II разорвал все отношения с балериной, о чём косвенно свидетельствуют и личные дневники, и воспоминания придворных. Это официальная выдержка, которую можно прочесть в Википедии.

Сценарий фильма же повествует о восторженной, буквально-таки мальчишеской влюбленности великовозрастного (на вид) Никки к яркой, нарочито сексуальной и совершенно нецеломудренной балерине Мале. Она себе позволяет разговаривать с цесаревичем на «ты», крутить им, словно маменькиным сынком, постоянно бросает и вновь заставляет приползти на коленях (образно). Апофеозом этой «творческой» вакханалии становится приём в честь дня рождения Николая II, где они выходят ко двору вместе чуть ли не под ручку. Да в каком секретном, чёрт вас раздери, документе вы нашли такое пренебрежение придворному этикету в императорской России?!

Цветовое решение в фильме полностью соответствует жанру мелодрамы – много желтого, воздушно-белого и минимум красного

Вставки с любовными треугольниками в фильме перемежаются с до поры ничего не значащей историей персонажа Данилы Козловского. Его герой нужен этому фильму, как сценаристу спасательный круг в виде курсов сценарного мастерства. И кстати, кто такой Александр Александров? Это живой человек или содружество авторов, которые напридумывали такую несусветицу, что отказались подписывать свои истинные имена? Проще поверить в путешествие викингов в космосе, чем в то, что двор позволит императору открыто встречаться с балериной и совокупляться в покоях одного из летних дворцов.

Попытка закрутить кульминацию выглядит живо и могла бы сработать, если бы предыдущие семьдесят минут фильма не были бы жестоко слиты. Сцена с похищением Матильды – глупа и пресна, но только она в действительности заставила сопереживать.

В итоге по этому пункту: а ведь можно было сделать действительно классный фильм. Взять хронометраж 2,5 часа, показать Николая Второго, как личность неординарную, сомневающуюся, постоянно озирающуюся на своего монолитного отца. И вышла бы прекрасная костюмированная драма о долге и совести, любви пылкой и любви предназначенной. Создатели картины практически начихали на Николая-цесаревича. А ведь у него были увлечения не только Матильдой Кшесинской. Этого вам не покажут в кино.

Всё, что нужно было сделать сценаристам – погрузиться в эпоху, сделать эту эпоху на время написания сценария частью себя, своих увлечений. Нужно было прочувствовать, по сути, серебряный век русской культуры и русской государственности. Сценаристы написали по-современному и махнули рукой со словами: «Схавают!». Довольно уже. Наелись.

Театра, как такового, в фильме почти нет…

Режиссура

Я не смотрел фильмов Алексея Учителя, но я с уважением отношусь к его работе. Впрочем, в «Матильде» – он главный виновник того, что фильм трещит по швам. Титульный режиссёр (т.е., тот, кто вёл картину во время съёмок и продакшна) ответственен за подготовку сценария вместе с командой сценаристов, он ответственен за постановку кадра оператором, он ответственен за монтаж картины.

У Матильды все три основополагающих режиссёрской работы летят в тартарары. Сценарий ужасен. Оператор постоянно норовит взять план снизу, действительно неплохие находки перемежаются с уровнем первокурсника-троечника. Монтаж… Я хотел бы оставить много многоточий, чтобы выразить степень хаоса, который творит финальный монтаж картины. Если создатели старались снять четырёхчасовую сериальную мелодраму – БУДЬТЕ ДОБРЫ отправлять своё творение в финальном варианте и сразу на телеэкран. Монтаж в кинотеатральной версии фильма может довести эпилептика до припадка своей сменой планов, декораций и вклиниваю сюжетных арок, которые дополняют картину, но не объясняют.

В итоге: всё очень плохо.

…как, впрочем, и реалистичного историзма

Актерская игра

Айдингер, хоть и совершенно не похож на Николая ни фактурой, ни лицом, ни эмоциональным разбросом, всё же пытался передать сущность сомневающегося человека, над которым довлеет груз обязательств и императорская корона. Ольшанска вжилась в роль, выдав то, что от неё хотели – сексуальную красавицу-балерину, с лёгкой придурью и ветром в голове. Дапкунайте – прекрасна в роли матери Николая. Холодная, но рассудительная женщина, нежно любящая своих домочадцев. Козловский старается, но его физиономия начинает раздражать даже меня. Пора в Голливуде пробивать дорогу, Данила, способности-то есть.

Миронов, Добрыгин и Кищенко, не имея большого экранного времени, также хороши. Совсем не в кассу Гармаш. Не вижу я в нём богатырской силы Александра III.

Резюме по пункту: безумно жаль актёров. Они честно старались и в другой картине обязательно пришлись бы ко двору. Но не в Матильде 2017.

Декорации, костюмы и визуальный стиль

Вот уж к кому точно нет претензий – так это к создателям антуража. Скрупулёзная и дотошная работа специалистов по костюмам хоть немного оттеняет весь хаос, который происходит в фильме. Декорации исполнены в точном соответствии эпохе конца XIX века.

При этом в фильме очень мало спецэффектов, хотя от кино с таким огромным бюджетом стоило бы ожидать большего. Есть подозрение, что всю красоту скушал рваный монтаж и в сериале всё покажут с большим размахом. Вот только мы оцениваем кинофильм, вышедший в конце октября в широкий прокат.

Впрочем, эротических сцен в фильме также немного

В сухом остатке…

«Матильда» – декоративная мелодрама с красивыми костюмами, способными актёрами и абсолютно пустой начинкой. В ней нет сценария, нет монтажа, нет персонажей. Что, почему, зачем – какая разница! Немотивированные диалоги, идиотская постановка некоторых сцен и просто ужасающая некомпетентность в исторических фактах, хотя, кто о них сейчас думает, если даже с министрами не всё ясно. Пафосная надуманная сказка, целиком состоящая из женских фантазий. И стоило ли греметь мешком с костями почти полгода?

Оценка фильма: 3.5 из 10

Что ещё почитать?
Интервью об игре Сатурн
Интервью об игре Сатурн
Мария Трикстер, 27.10.2024
Смута и грандиозный патч
Смута и грандиозный патч
Мария Трикстер, 08.11.2024
Обзор игры Сатурн
Обзор игры Сатурн
Мария Трикстер, 05.11.2024
Интервью об игре Flashloop
Интервью об игре Flashloop
Мария Трикстер, 04.11.2024
Презентация 1C Game Studios на РЭД ЭКСПО
Презентация 1C Game Studios на РЭД ЭКСПО
Александр Вишневский, 12.12.2024
Интервью об игре Siberian Way
Интервью об игре Siberian Way
Мария Трикстер, 20.11.2024
Интервью об игре Yakut
Интервью об игре Yakut
Мария Трикстер, 03.11.2024
Интервью об игре Грейшафт
Интервью об игре Грейшафт
Мария Трикстер, 01.11.2024