Перед тем, как начать обзор, стоит сказать, что я не отношусь к числу обиженных верующих, не отношусь к ПОКЛОНникам, и честно защищал фильм до его выхода в кинотеатры, потому что считаю, что радикалисты не должны препятствовать киноискусству. Какое бы оно ни было.
Теперь, когда расставлены точки над «i», перейдём непосредственно к обзору фильма «Матильда». Оцениваться будет сценарий, режиссура, актерская игра, декорации и костюмы, а также визуальный стиль картины. Ни ожидания, ни пиар, ни личности нам не интересны.
Сценарий
Фильм «Матильда» рассказывает об отношениях цесаревича Николая II с балериной Мариинского театра Матильдой Кшесинской. Как повествуют официальные документы, а к ним стоит отнести оригинальные дневники цесаревича и балерины, отношения главных героев первое время были исключительно богемными и платоническими и лишь через год перешли к «более близким». Однако после того, как Алиса Гессен-Дармштадская дала своё согласие на принятие православия, Николай II разорвал все отношения с балериной, о чём косвенно свидетельствуют и личные дневники, и воспоминания придворных. Это официальная выдержка, которую можно прочесть в Википедии.
Сценарий фильма же повествует о восторженной, буквально-таки мальчишеской влюбленности великовозрастного (на вид) Никки к яркой, нарочито сексуальной и совершенно нецеломудренной балерине Мале. Она себе позволяет разговаривать с цесаревичем на «ты», крутить им, словно маменькиным сынком, постоянно бросает и вновь заставляет приползти на коленях (образно). Апофеозом этой «творческой» вакханалии становится приём в честь дня рождения Николая II, где они выходят ко двору вместе чуть ли не под ручку. Да в каком секретном, чёрт вас раздери, документе вы нашли такое пренебрежение придворному этикету в императорской России?!
Вставки с любовными треугольниками в фильме перемежаются с до поры ничего не значащей историей персонажа Данилы Козловского. Его герой нужен этому фильму, как сценаристу спасательный круг в виде курсов сценарного мастерства. И кстати, кто такой Александр Александров? Это живой человек или содружество авторов, которые напридумывали такую несусветицу, что отказались подписывать свои истинные имена? Проще поверить в путешествие викингов в космосе, чем в то, что двор позволит императору открыто встречаться с балериной и совокупляться в покоях одного из летних дворцов.
Попытка закрутить кульминацию выглядит живо и могла бы сработать, если бы предыдущие семьдесят минут фильма не были бы жестоко слиты. Сцена с похищением Матильды – глупа и пресна, но только она в действительности заставила сопереживать.
В итоге по этому пункту: а ведь можно было сделать действительно классный фильм. Взять хронометраж 2,5 часа, показать Николая Второго, как личность неординарную, сомневающуюся, постоянно озирающуюся на своего монолитного отца. И вышла бы прекрасная костюмированная драма о долге и совести, любви пылкой и любви предназначенной. Создатели картины практически начихали на Николая-цесаревича. А ведь у него были увлечения не только Матильдой Кшесинской. Этого вам не покажут в кино.
Всё, что нужно было сделать сценаристам – погрузиться в эпоху, сделать эту эпоху на время написания сценария частью себя, своих увлечений. Нужно было прочувствовать, по сути, серебряный век русской культуры и русской государственности. Сценаристы написали по-современному и махнули рукой со словами: «Схавают!». Довольно уже. Наелись.
Режиссура
Я не смотрел фильмов Алексея Учителя, но я с уважением отношусь к его работе. Впрочем, в «Матильде» – он главный виновник того, что фильм трещит по швам. Титульный режиссёр (т.е., тот, кто вёл картину во время съёмок и продакшна) ответственен за подготовку сценария вместе с командой сценаристов, он ответственен за постановку кадра оператором, он ответственен за монтаж картины.
У Матильды все три основополагающих режиссёрской работы летят в тартарары. Сценарий ужасен. Оператор постоянно норовит взять план снизу, действительно неплохие находки перемежаются с уровнем первокурсника-троечника. Монтаж… Я хотел бы оставить много многоточий, чтобы выразить степень хаоса, который творит финальный монтаж картины. Если создатели старались снять четырёхчасовую сериальную мелодраму – БУДЬТЕ ДОБРЫ отправлять своё творение в финальном варианте и сразу на телеэкран. Монтаж в кинотеатральной версии фильма может довести эпилептика до припадка своей сменой планов, декораций и вклиниваю сюжетных арок, которые дополняют картину, но не объясняют.
В итоге: всё очень плохо.
Актерская игра
Айдингер, хоть и совершенно не похож на Николая ни фактурой, ни лицом, ни эмоциональным разбросом, всё же пытался передать сущность сомневающегося человека, над которым довлеет груз обязательств и императорская корона. Ольшанска вжилась в роль, выдав то, что от неё хотели – сексуальную красавицу-балерину, с лёгкой придурью и ветром в голове. Дапкунайте – прекрасна в роли матери Николая. Холодная, но рассудительная женщина, нежно любящая своих домочадцев. Козловский старается, но его физиономия начинает раздражать даже меня. Пора в Голливуде пробивать дорогу, Данила, способности-то есть.
Миронов, Добрыгин и Кищенко, не имея большого экранного времени, также хороши. Совсем не в кассу Гармаш. Не вижу я в нём богатырской силы Александра III.
Резюме по пункту: безумно жаль актёров. Они честно старались и в другой картине обязательно пришлись бы ко двору. Но не в Матильде 2017.
Декорации, костюмы и визуальный стиль
Вот уж к кому точно нет претензий – так это к создателям антуража. Скрупулёзная и дотошная работа специалистов по костюмам хоть немного оттеняет весь хаос, который происходит в фильме. Декорации исполнены в точном соответствии эпохе конца XIX века.
При этом в фильме очень мало спецэффектов, хотя от кино с таким огромным бюджетом стоило бы ожидать большего. Есть подозрение, что всю красоту скушал рваный монтаж и в сериале всё покажут с большим размахом. Вот только мы оцениваем кинофильм, вышедший в конце октября в широкий прокат.
В сухом остатке…
«Матильда» – декоративная мелодрама с красивыми костюмами, способными актёрами и абсолютно пустой начинкой. В ней нет сценария, нет монтажа, нет персонажей. Что, почему, зачем – какая разница! Немотивированные диалоги, идиотская постановка некоторых сцен и просто ужасающая некомпетентность в исторических фактах, хотя, кто о них сейчас думает, если даже с министрами не всё ясно. Пафосная надуманная сказка, целиком состоящая из женских фантазий. И стоило ли греметь мешком с костями почти полгода?