Обзор фильма Лето

Статья Обзор фильма Лето

Автор: Евгений Ишков

Дата: 09.06.2018 11:15

+4

Поделитесь с друзьями:

8027

Вокруг «Лета» с самого анонса кипели страсти. Прежде всего, в этом сыграла свою роль идея картины: известный в высоких кругах российский режиссер Кирилл Серебренников взялся снимать фильм про, наверное, самого знаменитого на постсоветском пространстве рок-музыканта Виктора Цоя, солиста и автора песен группы «Кино» – фигуру, мягко говоря, знаковую в современной истории русской музыки.

При таком раскладе было бы очень опрометчиво надеяться, что имя постановщика убережёт картину от заведомо необъективной критики (ведь полностью никто ее не успел увидеть). Оно, кстати, и не спасло: после первого же трейлера на создателей посыпались гневные отзывы фанатов.

Впрочем, масла в огонь подливали не только поклонники творчества Цоя. Продюсер первого альбома группы Борис Гребенщиков ознакомился с ранним вариантом сценария и на радость недовольным заявил, что все написанное там – чистая ложь от начала и до конца.

За саундтрек Рома Билык получил приз от журналистов в Каннах

Дальше – больше: когда съемки подходили к своему заключительному этапу, полиция неожиданно взяла Серебренникова под стражу, так и не дав завершить ряд сцен. Следствие обвинило постановщика в хищении государственных дотаций на сумму в несколько миллионов рублей и посадила его под домашний арест до завершения разбирательства. Всё что оставалось режиссеру – заниматься пост-продакшном, вырезая монтажными ножницами не доведенные до ума фрагменты.

Немудрено, что при всех этих скандалах и уголовных делах, к моменту премьеры многие уже успели позабыть о самом фильме, предпочитая конструктивным обсуждениям простой максимализм: одни во весь голос кричат о том, что Серебренников гений и всегда им был просто потому что; вторые в противовес приводят в пример неудачную «Матильду» с её чёрным пиаром и утверждают, что с «Лето» произошёл тот же случай; а последние же, конечно, не стесняются своей политической ангажированности и поддерживают или, наоборот, критикуют ленту только по далеким от искусства причинам. Хайп нынче в тренде, что тут ещё скажешь?

Но давайте не будем зацикливаться на ситуации вокруг картины, ведь, в отличие от последней ленты Алексея Учителя, восьмая по счету полнометражная работа Серебренникова - это не пустышка. Возможно, она получилось не такой, какой её хотели бы видеть большинство зрителей, но тем и прекрасно авторское кино - оно редко соответствует ожиданиям.

На роль Цоя долго не могли найти подходящего актера. Пришлось даже устраивать открытый конкурс, победил в котором кореец Тео Ю...

«Лето – оно сживет меня со света»

Всё началось в период с 1981-го по 1982-ой год. В то время Майк Науменко – основатель музыкального коллектива «Зоопарк» – играл вместе со своими друзьями на концертах Ленинградского рок-клуба и был местным Бобом Диланом.

Неудивительно, что именно к нему приходят молодой Виктор Цой и Алексей Рыбин для того, чтобы услышать стороннее мнение о своих первых композициях. По-началу исключительно творческие отношения между ними в итоге выливаются в создание великой группы и не менее великой дружбы, которая, как мы знаем, продлится вплоть до печального августа 90-го года.

Назвать подходящим выбор сюжета для такого автора – язык не повернется. Будучи больше постановщиком спектаклей, нежели кинорежиссёром, Серебренников всегда привносил в свои фильмы раздражающие особенности театра: искусственность, надуманность, тягу к вычурным драматическим перипетиям – те элементы, которые никак не коррелируют с априори антишекспировской историей. Но тем поражающе вышла лента, не похожая на предыдущие работы режиссёра.

...и да, он не похож. Об этом, как ни странно, открыто говорится и в фильме

«Лето» – это не пафосный байопик, не сюжет о противостоянии двух идеологий, как «Ученик», и не экзистенциальная драма о стране, которую мы потеряли, подобно «Юрьеву дню». Если наклеивать ярлык, то фильму наиболее подойдет определение «киноэссе», чья тема затрагивает не отдельных личностей, но целую эпоху советского рока – образ того эпизода времени в глазах Серебренникова, атмосферу и отношение к жизни современников Цоя.

Чтобы вы понимали, насколько кардинально картина рушит ожидания об очередной условной постановке в стиле «Рагина» и «Изображая жертву», то вот вам такой факт – в фильме, по сути, нет центрального конфликта. Им мог бы стать любовный треугольник, возникший между Майком, его женой Натальей и Виктором, но даже сама героиня Ирины Старшенбаум говорит о романтических отношениях с Цоем, как о лёгком школьном романе – мимолетном и не имеющим смысла.

В этом плане лента напоминает недавнего «Довлатова» Алексея Германа-младшего, в котором тоже предпринималась попытка выделить в среде творческой интеллигенции невидимый сентимент России 20 века без эксплуатации в сюжете определенного конфликта. Тем не менее, фильмы, хотя и схожи по структуре сценария, абсолютно разные по духу.

В картине звучит фраза «пришло лето, спасибо партии за это». Забавно, что во время просмотра финальных титров играет композиция «Звезда по имени солнце» – песня о войне, олицетворяющая по сюжету взросление Цоя и перемены в его мировоззрении

Больше всего ассоциаций «Лето» вызывает с кинематографом французской новой волны. Сравнения напрашиваются сами собой: тут вам и бунтарское настроение с нотками романтики, желание задокументировать на пленке реальность (в данном случае – мнимую, но интересно то, что рядом с персонажами часто ходит оператор с ручной кинокамерой, как бы подразумевая одинаковый подход создателей картины и, например, Франсуа Трюффо), актеры-непрофессионалы (музыкант Рома Билык играет Майка Науменко) и органично вписанные условности.

Кстати о них: несмотря на то, что основное действие прерывается нарочито нереалистичными клипами в особенно пиковые моменты, а один из персонажей то и дело обращается напрямую к людям по ту сторону экрана – это нисколько не портит общего впечатления. Там, где кино бессильно и всегда, что называется, врёт, режиссёр немного отстраняет зрителя от происходящего путем добавления музыкальных номеров и самоиронии… только для того, чтобы через минуту снова отправить его в ушедшую эпоху.

Лето переходит в осень...

К сожалению, Серебренникову не хватило таланта и энергии для того, чтобы целиком удержать внимание зрителя. Ближе к концу картины отсутствие развития сюжета становится особенно заметным, и даже замечательный финальный аккорд вызывает гораздо меньше эмоций, чем мог бы. Несмотря на это, после увиденного, тебе захочется пересмотреть фильм: погрузиться в его атмосферу, послушать отличную музыку и снова сглотнуть комок в горле на последней сцене. Хочется просто ещё раз окунуться в лето...

Оценка фильма: 8.0 из 10

Что ещё почитать?
Интервью об игре Сатурн
Интервью об игре Сатурн
Мария Трикстер, 27.10.2024
Интервью об игре Yakut
Интервью об игре Yakut
Мария Трикстер, 03.11.2024
Интервью об игре Грейшафт
Интервью об игре Грейшафт
Мария Трикстер, 01.11.2024
Интервью об игре Flashloop
Интервью об игре Flashloop
Мария Трикстер, 04.11.2024
Смута и грандиозный патч
Смута и грандиозный патч
Мария Трикстер, 08.11.2024
Презентация 1C Game Studios на РЭД ЭКСПО
Презентация 1C Game Studios на РЭД ЭКСПО
Александр Вишневский, 12.12.2024
Обзор игры Сатурн
Обзор игры Сатурн
Мария Трикстер, 05.11.2024
Интервью об игре Siberian Way
Интервью об игре Siberian Way
Мария Трикстер, 20.11.2024