Обзор фильма Лето

Статья Обзор фильма Лето

Автор: Евгений «Inquisitor» Ишков

Дата публикации: 09.06.2018

+3

Поделитесь в социальных сетях:

5 412

Вокруг «Лета» с самого анонса кипели страсти. Прежде всего, в этом сыграла свою роль идея картины: известный в высоких кругах российский режиссер Кирилл Серебренников взялся снимать фильм про, наверное, самого знаменитого на постсоветском пространстве рок-музыканта Виктора Цоя, солиста и автора песен группы «Кино» – фигуру, мягко говоря, знаковую в современной истории русской музыки.

При таком раскладе было бы очень опрометчиво надеяться, что имя постановщика убережёт картину от заведомо необъективной критики (ведь полностью никто ее не успел увидеть). Оно, кстати, и не спасло: после первого же трейлера на создателей посыпались гневные отзывы фанатов.

Впрочем, масла в огонь подливали не только поклонники творчества Цоя. Продюсер первого альбома группы Борис Гребенщиков ознакомился с ранним вариантом сценария и на радость недовольным заявил, что все написанное там – чистая ложь от начала и до конца.

За саундтрек Рома Билык получил приз от журналистов в Каннах

Дальше – больше: когда съемки подходили к своему заключительному этапу, полиция неожиданно взяла Серебренникова под стражу, так и не дав завершить ряд сцен. Следствие обвинило постановщика в хищении государственных дотаций на сумму в несколько миллионов рублей и посадила его под домашний арест до завершения разбирательства. Всё что оставалось режиссеру – заниматься пост-продакшном, вырезая монтажными ножницами не доведенные до ума фрагменты.

Немудрено, что при всех этих скандалах и уголовных делах, к моменту премьеры многие уже успели позабыть о самом фильме, предпочитая конструктивным обсуждениям простой максимализм: одни во весь голос кричат о том, что Серебренников гений и всегда им был просто потому что; вторые в противовес приводят в пример неудачную «Матильду» с её чёрным пиаром и утверждают, что с «Лето» произошёл тот же случай; а последние же, конечно, не стесняются своей политической ангажированности и поддерживают или, наоборот, критикуют ленту только по далеким от искусства причинам. Хайп нынче в тренде, что тут ещё скажешь?

Но давайте не будем зацикливаться на ситуации вокруг картины, ведь, в отличие от последней ленты Алексея Учителя, восьмая по счету полнометражная работа Серебренникова - это не пустышка. Возможно, она получилось не такой, какой её хотели бы видеть большинство зрителей, но тем и прекрасно авторское кино - оно редко соответствует ожиданиям.

На роль Цоя долго не могли найти подходящего актера. Пришлось даже устраивать открытый конкурс, победил в котором кореец Тео Ю...

«Лето – оно сживет меня со света»

Всё началось в период с 1981-го по 1982-ой год. В то время Майк Науменко – основатель музыкального коллектива «Зоопарк» – играл вместе со своими друзьями на концертах Ленинградского рок-клуба и был местным Бобом Диланом.

Неудивительно, что именно к нему приходят молодой Виктор Цой и Алексей Рыбин для того, чтобы услышать стороннее мнение о своих первых композициях. По-началу исключительно творческие отношения между ними в итоге выливаются в создание великой группы и не менее великой дружбы, которая, как мы знаем, продлится вплоть до печального августа 90-го года.

Назвать подходящим выбор сюжета для такого автора – язык не повернется. Будучи больше постановщиком спектаклей, нежели кинорежиссёром, Серебренников всегда привносил в свои фильмы раздражающие особенности театра: искусственность, надуманность, тягу к вычурным драматическим перипетиям – те элементы, которые никак не коррелируют с априори антишекспировской историей. Но тем поражающе вышла лента, не похожая на предыдущие работы режиссёра.

...и да, он не похож. Об этом, как ни странно, открыто говорится и в фильме

«Лето» – это не пафосный байопик, не сюжет о противостоянии двух идеологий, как «Ученик», и не экзистенциальная драма о стране, которую мы потеряли, подобно «Юрьеву дню». Если наклеивать ярлык, то фильму наиболее подойдет определение «киноэссе», чья тема затрагивает не отдельных личностей, но целую эпоху советского рока – образ того эпизода времени в глазах Серебренникова, атмосферу и отношение к жизни современников Цоя.

Чтобы вы понимали, насколько кардинально картина рушит ожидания об очередной условной постановке в стиле «Рагина» и «Изображая жертву», то вот вам такой факт – в фильме, по сути, нет центрального конфликта. Им мог бы стать любовный треугольник, возникший между Майком, его женой Натальей и Виктором, но даже сама героиня Ирины Старшенбаум говорит о романтических отношениях с Цоем, как о лёгком школьном романе – мимолетном и не имеющим смысла.

В этом плане лента напоминает недавнего «Довлатова» Алексея Германа-младшего, в котором тоже предпринималась попытка выделить в среде творческой интеллигенции невидимый сентимент России 20 века без эксплуатации в сюжете определенного конфликта. Тем не менее, фильмы, хотя и схожи по структуре сценария, абсолютно разные по духу.

В картине звучит фраза «пришло лето, спасибо партии за это». Забавно, что во время просмотра финальных титров играет композиция «Звезда по имени солнце» – песня о войне, олицетворяющая по сюжету взросление Цоя и перемены в его мировоззрении

Больше всего ассоциаций «Лето» вызывает с кинематографом французской новой волны. Сравнения напрашиваются сами собой: тут вам и бунтарское настроение с нотками романтики, желание задокументировать на пленке реальность (в данном случае – мнимую, но интересно то, что рядом с персонажами часто ходит оператор с ручной кинокамерой, как бы подразумевая одинаковый подход создателей картины и, например, Франсуа Трюффо), актеры-непрофессионалы (музыкант Рома Билык играет Майка Науменко) и органично вписанные условности.

Кстати о них: несмотря на то, что основное действие прерывается нарочито нереалистичными клипами в особенно пиковые моменты, а один из персонажей то и дело обращается напрямую к людям по ту сторону экрана – это нисколько не портит общего впечатления. Там, где кино бессильно и всегда, что называется, врёт, режиссёр немного отстраняет зрителя от происходящего путем добавления музыкальных номеров и самоиронии… только для того, чтобы через минуту снова отправить его в ушедшую эпоху.

Лето переходит в осень...

К сожалению, Серебренникову не хватило таланта и энергии для того, чтобы целиком удержать внимание зрителя. Ближе к концу картины отсутствие развития сюжета становится особенно заметным, и даже замечательный финальный аккорд вызывает гораздо меньше эмоций, чем мог бы. Несмотря на это, после увиденного, тебе захочется пересмотреть фильм: погрузиться в его атмосферу, послушать отличную музыку и снова сглотнуть комок в горле на последней сцене. Хочется просто ещё раз окунуться в лето...

Оценка фильма: 8.0 из 10