Обзор фильма Комната желаний

Статья Обзор фильма Комната желаний

Автор: Милан Асанов

Дата: 25.09.2019 08:20

+3

Поделитесь с друзьями:

25217

Название в мире: The Room

Жанр: фантастика, драма, детектив

Премьера (мир): 15 апреля 2019 года

Премьера (РФ): 19 сентября 2019 года, «Вольга»

Страна: Франция, Люксембург, Бельгия

Режиссёр: Кристиан Волькман

Сценарий: Кристиан Волькман, Сабрина Карин, Эрик Форестер

Продюсер: Яэль Фогель, Летиция Гонзалез

В ролях: Ольга Куриленко, Кевин Янссенс, Марианн Бург, Френсис Чепмен, Джон Фландерс, Эрик Жигу, Michaël Kahya, Кэрол Уэйерс, Joshua Wilson

Возраст: 16+

Время: 100 минут

Оценка фильма: 7 из 10

Последние годы в кинематографе все чаще происходит смешение жанров. Желая создавать оригинальный продукт, режиссеры идут по довольно простому пути: заимствуют идеи коллег и помещают в несвойственную им атмосферу. Так, кровавые слэшеры внезапно становятся комедийными (недавний «Я иду искать»), а мелодрама о многодетной матери приобретает оттенки триллера («Талли» с Шарлиз Терон).

Подобный подход нельзя назвать новым, но им пользуются по сей день, иногда даже умудряясь удивить зрителя. Кристиан Волькман, режиссер «Комнаты желаний», отсутствовавший в кинематографе целых 13 лет, решился пойти по такому же пути. Но стала ли его картина исключением?

Первый шаг к неизведанной вседозволенности

Вседозволенность лишь фикция

Фильм открывается сценой, идентичную которой, кажется, уже видели все: молодая пара переезжает в новый дом, находящийся буквально «в глуши», как объясняет матери героиня Кейт (Ольга Куриленко). Ее супруг Мэтт (Кевин Янссенс) поддерживает позитивный настрой пары, ведь они так долго мечтали о своем большом особняке, и его неухоженный вид не должен смущать таких творческих людей.

Действительно, Мэтт – художник, ищущий вдохновение для новых (и, видимо, первых в своей жизни) свершений, способных прославить его. Кейт – профессиональная переводчица (как дают понять зрителю буквально по одному телефонному звонку с предложением), которая не только стремится поддерживать мужа во всех начинаниях, но и умело держит в узде его отчасти расхлябанный характер.

Вместе они превращают заселение в некий креативный танец, сопровождаемый абсолютно шаблонными сценами: расстановка вещей под веселую музыка, резкий монтаж, секс на раскиданной одежде. Веселье продолжается ровно до тех пор, пока новые жильцы не находят под завалами поломанной мебели комнату с громоздкой дверью и ключом крайне странной формы. Дальше начинается безумие.

Ольга Куриленко, как всегда, становится одним из главных плюсов картины

Но, будем честными, безумие это крайне стерильное. Быстро обнаружив тайные свойства «комнаты желаний», влюбленные устраивают полноценный праздник жизни, загадывая максимально поверхностные вещи. Мэтт, повернутый на живописи, обнимает подлинник Ван Гога, а Кейт, не имея сценарных предпосылок к меркантильности, буквально купается в море денег.

В один момент театр абсурда начинает напоминать «Один дома», где взрослые, одурманенные вседозволенностью, вытворяют безумные вещи вроде поедания стодолларовых купюр, запивая их дорогим виски. При этом технически сцены напоминают кульминационные моменты «Экстаза», хоть по своему содержанию они так же далеки от сумасшествия Ноэ, как и герои от разгульного образа жизни.

Уже к утру Кейт понимает, что это все фикция, а Мэтт, в свою очередь, предлагает ей обратиться к чему-то настоящему и снова попробовать завести ребенка (первые два раза закончились выкидышами). Не желая подвергать себя очередным мучениям, Кейт идет по пути наименьшего сопротивления и на следующий день встречает мужа с ребенком на руках.

Ужасы материнства

С этого момента «Комната желаний» начинает балансировать на грани множества жанров, во главе из которых, безусловно, стоит семейная драма. Куриленко во всей красе демонстрирует трансформацию образа своей героини, которая полностью погрузилась в долгожданное материнство, и это практически единственный фрагмент, позволяющий разглядеть ее актерское мастерство. Изменения прослеживаются и в поступках героев, которые ранее были ими порицаемы. В паре моментов они напрямую цитируют друг друга, что скорее выглядит сценарным ходом для обличения человеческого лицемерия.

Тем не менее, Янссенс предстает перед зрителем в виде клишейного героя, идущего по тропе сомнений навстречу истине. Сначала тот довольно несвоевременно узнает о прошлом их нового дома, которым с ним охотно делится электрик, обнаруживший под домом монструозное хитросплетение проводов. Затем Мэтт находит в психбольнице мужчину, убившего семейную пару в этом доме, и по совместительству единственного стороннего человека, также знающего про «комнату».

От него герой и узнает главный секрет: все, что создано в комнате, не может покидать пределов дома, даже если это не вещь. «Убей Бога и станешь свободным», - поясняет убийца, цитируя Ницше и наталкивая Мэтта на тяжелый моральный выбор.

Тема материнства в фильме стоит на первом плане

Впрочем, подобная философия, как и некоторые отголоски учений Фрейда, не делают картину цельной и насыщенной, ибо драматичные моменты ярко контрастируют со сценарными дырами и отсутствием реализации потенциально выдающихся идей. Монструозный дом, прямо-таки пропитанный черными, как мрак, проводами, должен представлять из себя сердце всего фильма, а по факту выставляется лишь очередной декорацией.

Его происхождение и принцип работы – одна из нескольких загадок, которые режиссер кладет зрителю на плечи, вот только нести этот груз совсем не хочется. А отсутствию желания способствует, несомненно, крайне слабо прописанный бэкграунд персонажей, которым не особо стремишься сопереживать.

При таком раскладе мог бы выйти добротный хоррор, завязку которому проговаривает сам Мэтт: «А вдруг ребенку придет в голову загадать монстров или причинить нам боль?». Волькман прекрасно видит логичные пути развития, способные «выстрелить», но все равно упорно двигает сюжет в своем направлении. В этом и кроется суть главной проблемы «Комнаты желаний»: наблюдая приемы других жанров, у зрителя создаются ложные впечатления, зачастую изрядно портящие восприятие концовки

«Сердце» дома выглядит по-настоящему жутко

Опасайтесь своих желаний

Однако, если рассматривать фильм исключительно как семейную драму, коей он и должен быть изначально, можно смело ставить «Комнате» высокие оценки. За счет некоторых особенностей дома, режиссеру удалось показать практически все главные аспекты материнства: от ухаживания за младенцем до разборок с подростковыми истериками. Конечно, благодаря замкнутой локации, моментами наблюдаются чуть ли не прямые отсылки к «Клыку» Лантимоса, показательно изображающие трудности домашнего воспитания. Концовка так вообще старается выбить стул из-под зрителя своим сумасшедшим, в лучшем смысле этого слова, развитием событий напоминая «мама!» Аронофски, но удивить искушенных зрителей таким способом не удастся. Да и нужно ли?

Волькман, прекрасно осознавая растраченный потенциал подобной завязки, смело рассказывает свое видение истории: где-то проседающее и затянутое, но иногда трогательное и до жути красивое. Финальный посыл картины невероятно простой и оттого представленный жирной точкой в этой истории. Бойтесь своих желаний и несите за них ответственность.

Что ещё почитать?
Интервью об игре Сатурн
Интервью об игре Сатурн
Мария Трикстер, 27.10.2024
Обзор игры Сатурн
Обзор игры Сатурн
Мария Трикстер, 05.11.2024
Смута и грандиозный патч
Смута и грандиозный патч
Мария Трикстер, 08.11.2024
Интервью об игре Грейшафт
Интервью об игре Грейшафт
Мария Трикстер, 01.11.2024
Интервью об игре Flashloop
Интервью об игре Flashloop
Мария Трикстер, 04.11.2024
Презентация 1C Game Studios на РЭД ЭКСПО
Презентация 1C Game Studios на РЭД ЭКСПО
Александр Вишневский, 12.12.2024
Интервью об игре Siberian Way
Интервью об игре Siberian Way
Мария Трикстер, 20.11.2024
Интервью об игре Yakut
Интервью об игре Yakut
Мария Трикстер, 03.11.2024