В последнее время Международный Каннский кинофестиваль почти не отличается от пресловутого Оскара: если американские академики обычно награждают жуткую банальщину или политико-конъюнктурные фильмы, то жюри в Каннах впадают в другую крайность и раздают регалии претенциозному и эпатажному кино.
Далеко за примерами ходить не надо: в 2017 году пальмовой ветви удостоился крайне скучный «Квадрат» — фильм за авторством режиссера Рубена Эстлунда, чьи работы никогда особо не отличались от основного потока «умного» независимого кинематографа.
Впрочем, у обоих фестивалей бывают и удачные попадания. К таким можно отнести «Неонового демона», «Иду», «Меланхолию», «Лунный свет» (хотя сложилось впечатление, что его наградили исключительно из-за наличия чернокожих гомосексуалистов), «Элитное общество» и другие. Правда, стоит уточнить, что многие из этих фильмов получили не главные премии, а лишь награды в незначительных, по сравнению с остальными лауреатами, номинациях.
Та же участь постигла и «Хорошее время» от братьев Сэфди — отличный триллер с элементами экзистенциальной драмы, которому не хватает только ровной выдержанности стиля, чтобы стать действительно великолепным кино. Но обо всем по порядку...
The Damned…
Главный герой Конни Никас в исполнении Роберта Паттинсона является типичным примером потерянной молодежи: нигде не работает, живет за счет своей девушки и относится к принятым обществом нормам в точности как сумасшедший (или, вспоминая один из диалогов, как чудак). Чтобы жизнь наконец заиграла счастливыми красками, он решает ограбить банк вместе со своим умственно-отсталым братом Ником.
Увы, всё идёт не по плану: брата хватает полиция, а большинство украденных денег, которые могли бы пригодиться в качестве залога, заливаются специальной краской, ограждающей потенциальных грабителей от их использования.
Теперь Конни необходимо за одну ночь вызволить брата из тюрьмы и наконец сбежать от опостылевшего существования среди серых масс и таких же бесцветных улочек «мертвого» мегаполиса. Дорожка к освобождению, правда, будет не из лёгких…
Прошаренные зрители наверняка увидят непрозрачные параллели этой ленты с предыдущими фильмами братьев-американцев. Как и в случае с «Бог знает что», Сэфди повествует отнюдь не об обывателях, попавших в необычную ситуацию и ищущих выход из неё. Напротив, сюжет рассказывает об андеграундной прослойке населения.
Представители данного сегмента общества не живут в классических уютных домах и не остепеняются там, как только их доход достигнет приличных цифр, позволяя содержать семью. Вместо этого они держат руку на скачущем пульсе жизни и грезят лишь сегодняшним днём.
Такие люди готовы на любые средства, чтобы хоть на минуту их существование не было калейдоскопом разочарований и болезненных моментов: наркотики, адреналин от совершаемых преступлений, беспорядочные половые связи - ради побега от реальности в ход идёт всё. И даже любовь для них видится всего лишь очередным паллиативом, который не избавляет от болезни, а только приближает печальный исход.
Однако, картины Сэфди не оды заплутавшим (иногда по независимым от них причинам) душам, как можно было бы подумать, а попытки доказать экзистенциальность человеческой жизни. Весь смысл подобного подхода заключается в том, что человеческая жизнь является не более чем вечным круговоротом счастья и страданий, ничего не значащих ни для близких, ни для Бога, ни для кого.
История преступника-неформала Конни в данном случае лишь оболочка, преподнесенная для большей наглядности мысли. Причем оболочка, надо сказать, не лишенная интересных изысков и стиля: неоновое и просто тусклое освещение, постоянство крупных планов (оператор словно хочет запечатлеть не рассказываемый сюжет, а персонажей и реальных людей под чьими масками они скрываются), нечеткие отражения объектов в линзах камеры и атмосферная музыка - именно эти художественные штрихи превращают обычный просмотр фильма в настоящий сомнамбулизм, то есть хождение вместе с режиссерами в гипнотическом трансе по созданной ими ирреальности, которая словно Солярис из одноименного романа Станислава Лема пытается стать реальностью, но никогда не сможет выйти за рамки экрана.
…and The Pure
Как и в любой другой экзистенциальной драме, в финале никто не ответит на вопрос «а что же делать?», ведь ответ и так давно дан: это жизнь - тут уж ничего не поделаешь.
Тем не менее, в конце Сэфди указывают на блаженных и в какой-то мере даже потворствуют людям по типу Конии: «Только лишенные ума по-настоящему чисты и потому свободны» - будто говорят они. «Остальные же прокляты жить в клетке, в которую изредка приходит счастье, тут же закрывая дверь за собой».
«Так что не пытайтесь выбраться, когда оно будет к вам заходить. Лучше просто отдайтесь ему, ведь это - хорошее время».