Режиссёр Гильермо дель Торо – давний мастер рассказывать странные истории, вращающиеся вокруг необычных персонажей, которые зачастую выглядят, как настоящие монстры. В «Форме воды» он рисует историю любви безмолвной уборщицы в секретном научном центре к подопытной человекоподобной амфибией, привезённой из Амазонки на исследования.
Несмотря на то, что сюжет в какой-то степени навеян научно-фантастическим романом Александра Беляева «Человек-амфибия», «Форма воды» лишь заимствует концепции романа, рассказывая совершенно другую историю.
Одиночество, пороки и влюбленность
С самой первой сцены режиссёр буквально погружает зрителя под воду. Главная героиня в исполнении Салли Хокинс, необыкновенная немая дурнушка, живущая в комнатке над маленьким кинотеатром. Её сосед – безработный художник, рисующий картинки для фирмы, когда-то его выставившей то ли за пьянство, то ли за его «необычные» убеждения. Оба они – не попадающие в реальность одиночки, ищущие себя в мире, полном ненависти.
На дворе 1963 год. США и Советский союз в состоянии глубокой холодной войны. В самих Штатах идёт постоянная травля негров, их выгоняют из кафешек, держат на работе за рабов и в целом обращаются по-скотски. Общество в кризисе и именно в этих реалиях в жизни главной героини появляется человекоподобная амфибия – ихтиандр.
Человек и амфибия сразу чувствуют друг к другу симпатию. Вначале на уровне «хозяин-домашнее животное». Главная героиня понемногу приучает существо к своему обществу, к своей еде и выглядит это крайне мило и так человечно. Зрителю сразу вспомнится, как он сам приручал любимую собачку или маленького котёнка…
Вскоре, приручение перерастёт в нечто большее. Безграничного одиночества, сострадания и почти полного безмолвия уборщицы и амфибии по идее должно хватать для искры чувств. Но не до такой степени. Не хочу показаться занудой и ханжой, но сексуальная тяга к амфибии у главной героини выглядит слишком зоофилически. Даже если брать во внимание анатомическое сходство амфибии и человека. Лучше было бы оставить их влюбленность на духовном уровне, без сальных интимных подробностей и тогда финал фильма выглядел бы не просто банальным хэппиэндом романтической сказки, а цельным фантастическим допущением.
Персонификация и зелёные фильтры
По части визуала Гильермо дель Торо – один из лучших режиссёров современности. Используя операторские пролёты, зеленые фильтры и ракурсы, он радует зрителя буквальной любовью к деталям. Зелёный в фильме символизирует цвет жизни и счастья, коричневый и красный – боль и страдания. К тому же, мексиканец остаётся верен своей любви к гриму. Шутка ли, постоянному «монстру» в его фильмах, Дагу Джонсу, пришлось по 15 часов в день ходить в костюме ихтиандра.
В «Форме воды» каждый кадр, каждая сцена, каждый маленький намёк имеет важное место в повествовании. Отчасти это передаётся и посредством актёрской игры. Гильермо дель Торо позволяет каждому актёру свою сакральную сцену, которая характеризует его, как человека.
Пожалуй, лучше всех в этом фильме смотрелся Майкл Шэннон. Главный злодей фильма показал себя многомерным персонажем. Ему невозможно сопереживать и симпатизировать, но зритель понимает глубину его мотивов, жажду любой ценой добиться одобрения начальства. Каждый его жест, каждое его действие, каждая фраза показывает его человеком жёстким, жестоким, лишенным права на сомнения. Даже его монолог в туалете показывает его отношение к жизни и ценностную систему мер.
Персонификация жесткой военной системы супротив божественной силы природы доведена до кульминационной точки в финале фильма. В «Форме воды» упоминается, что амфибию выловили в Амазонии, а местные племена поклонялись ему, как Богу. И Гильермо дель Торо показывает в финале, что некоторые племена знают больше, чем многие умудрённые знаниями люди.
Бессознательный китч
Многие обвиняют фильм в китче, в излишнем желании угодить настроениям в американском обществе. Судите сами: главная героиня – инвалид, её друг – скрывающий свою ориентацию гей, расизм к неграм во все поля, спецслужбы Штатов и Союза – властные карьеристы, желающие во что бы то ни стало добиться победы над противником в Холодной войне. Сюда же стоит отнести бесчеловечность этих карьеристов, а также (внезапно) сексуальные домогательства на рабочем месте.
Но я считаю, что это всего лишь притянутые за уши теории любителей заговоров. Все подобные коллизии мы уже видели в других фильмах по отдельности, здесь же они сложились в причудливую мозаику из пороков современного же общества и Голливуда, в частности. Это лишь говорит о цикличности истории.
Человек или амфибия?
«Форма воды» – безусловно один из лучших фильмов этого года по части визуала. Лента буквально пропущена через зелёный фильтр, позволяя насладиться всеми оттенками живого зелёного и увядающего коричневого. Каждый кадр, каждая сцена, каждый цветовой нюанс в творении дель Торо не случайны, каждый актёр получит свои пять минут славы.
К сожалению, фильм горит на любовной линии. Влюбленность безмолвной уборщицы и ихтиандра показана урывками, неровными, нечёткими мазками из-за чего не удаётся прочувствовать их симпатию. Зато в картине прекрасно показана психология людей, что как нельзя лучше характеризует дель Торо образца 2017 года. Возможно поэтому члены жюри «Золотого глобуса» отметили «Форму воды» в категории «Лучший фильм».