Название в мире: Dune
Жанр: фантастика, боевик, драма, приключения
Премьера (РФ): 16 сентября 2021 года, «UPI»
Страна: США, Канада, Венгрия
Режиссёр: Дени Вильнёв
Сценарий: Джон Спэйтс, Дени Вильнёв, Эрик Рот
Продюсер: Дени Вильнёв, Мэри Пэрент, Кейл Бойтер
Оператор: Грег Фрейзер
В ролях: Тимоти Шаламе, Ребекка Фергюсон, Оскар Айзек, Джош Бролин, Джейсон Момоа, Зендея, Стеллан Скарсгард, Хавьер Бардем, Дэйв Батиста, Шарлотта Рэмплинг
Возраст: 12+
Время: 155 минут
Бюджет: $165 000 000
Слоган: «Час настал»
Похожие фильмы: «Элизиум: Рай не на Земле», «Аватар», «Облачный атлас», «Джон Картер»
Оценка фильма: 8.8 из 10
«Дюну» ждали очень давно — больше 30 лет. После того, как в 1984 году культовую книгу Фрэнка Герберта взялся экранизировать Дэвид Линч, но снял такое кино, за которое ему самому было стыдно. Он даже потребовал убрать своё имя из титров. Надо ли говорить, что если самому автору было стыдно за результат, то большинство зрителей и подавно не смогли «переварить» получившуюся кашу, в 137 минут которой режиссер попытался впихнуть монументальную книгу?
Следующим попытку принял Алехандро Ходоровски — но эта ноша оказалась для чилийского кинодела непосильной. В надежде создать 12-часовой эпос, Ходоровски перетрудился и в итоге фильм так и не вышел. Вот разве что в 2013 году появилась документалка про «Дюну» Ходоровского, которая так и осталась мечтой.
В отличие от Линча и Ходоровского, Дени Вильнёв сразу определился с трудностью первоисточника. Он договорился с кинокомпанией Warner Bros. о предоставлении необходимого кредита: как доверия, так и бюджетного. На фильм выделили 165 миллионов долларов — Вильнёв смог позволить по-настоящему звездный каст и саундтрек от Ханса Циммера в придачу. Но вот загвоздка: бюджета хватило лишь на половину от монументального эпика, то есть на два с половиной часа, которые от силы рассказывают события первой половины книжной «Дюны». Судьба второго фильма пока не решена — она будет зависеть от сборов в онлайн-кинотеатре HBO Max.
Вильнёв очень старательно подошёл к своей экранизации. Величественные виды Арракиса, стильные костюмы, захватывающие воображение сцены — высадка на песчаную планету, ночной штурм или влет в смертельную бурю в IMAX будят впечатления от просмотра «1917» и «Безумного Макса» на большом экране. «Дюна» начинается медлительно, неспешно — на построение экспозиции и так называемый уолд-билдинг, то есть знакомство с правилами и традициями, по которым устроен экранный мир, уходит чуть ли не первый час.
Вильнёв мастерски объединил могущественную науч-фантастику в равных пропорциях с драмой, придав происходящему убедительность — как бы смешно не звучало, но это самая реалистичная экранизация книги, даже если вспомнить довольно «документалистичный» сериал от телеканала Syfy. На весь фильм есть ровно две полноценные экшен-сцены, но режиссер умудряется держать в напряжении и грамотно подстраивать саспенс перед неминуемой участью, которая уготована ключевым лицам.
Режиссер не растерял философичность оригинальной книги, но при этом не стал пытаться привнести что-то свое. Изменения канона ограничились сменой гендера у одного из второстепенных персонажей, и приём с гендербендингом Льет-Кайнс адекватно вписался в общую канву повествования. Что до основных актёров, то все как на подбор прекрасны. Коварные злодеи омерзительны, хорошие и обреченные на бесславную смерть добряки прекрасны. Звездный каст из Оскара Айзека, Ребекки Фергюсон, Тимоти Шаламе, Зендеи, Хавьера Бардема оправдал свои гонорары. Лично у меня возникло ощущение, что не доигрывает лишь персонаж Батисты — «Зверь» Раббан. Он больше похож на Дракса из «Стражей галактики», который просто встал не с той ноги.
Как ни странно, но Россия стала той самой страной, где зрители активнее всего голосовали за фильм рублём. За стартовый уикэнд фильм собрал в российском прокате свыше 500 миллионов рублей. Тем самым именно русские зрители показали лучший результат среди 20 стран мира, в которых уже прошли премьерные показы фильма Вильнёва. Этот шикарный фильм обязательно стоит увидеть самому — для формата IMAX это событие уровня «Аватар» или «1917».
Фильм может поначалу показаться медлительным, местами скучноватым или замудренным, особенно для тех, кто не знаком с книгой, но к титрам ты настолько вовлекаешься в происходящее, что понимаешь: «С этими актёрами я готов смотреть даже 10-часовую версию». Любую «Дюну» в кино постоянно преследуют сложности. И хотя судьба экранизации второй половины книги все еще под вопросом, мне очень хочется, чтобы она состоялась. Пожалуй, именно с этим связан главный недостаток фильма — Дени Вильнёв вколол нам только первую дозу, и оборвал всё на самом интересном месте.