Название в мире: A Rainy Day in New York
Жанр: мелодрама, комедия
Премьера (мир): 26 июля 2019 года
Премьера (РФ): 10 октября 2019 года, «Вольга»
Страна: США
Режиссёр: Вуди Аллен
Сценарий: Вуди Аллен
Продюсер: Эрика Аронсон, Летти Аронсон
В ролях: Тимоти Шаламе, Эль Фаннинг, Селена Гомес, Джуд Лоу, Диего Луна, Лив Шрайбер, Аннали Эшфорд, Черри Джонс, Келли Рорбах, Ребекка Холл
Возраст: 16+
Время: 92 минуты
Похожие фильмы: Манхэттен, Полночь в Париже, Светская жизнь
Оценка фильма: 8.5 из 10
Гэтсби (Тимоти Шаламе) – молодой студент из богатой семьи, проживший всю жизнь в Нью-Йорке и вынужденный продолжить обучение в колледже за чертой города. Эшли (Эль Фаннинг) – сокурсница Гэтсби, вырвавшаяся из круга такой же обеспеченной семьи, переехала из Аризоны, чтобы сделать карьеру журналистки.
Однажды она сообщает бойфренду, что ей выпала возможность поехать в Нью-Йорк и провести интервью для стенгазеты колледжа с Роландом Поллардом, ее любимым кинорежиссером, в честь выхода его новой картины. Гэтсби, не упуская возможности побродить по родным улицам, сходу предлагает Эшли провести экскурсию и устроить романтический уикенд. Но, как позже скажет герой Шаламе: «У этого города на нас другие планы».
Коллекция режиссера в кадрах
Вуди Аллен уже давно приобрел статус культовой персоны в кинематографе, а его имя стало нарицательным относительно множества картин, в работе над которыми он принимал участие. Кстати, за свою карьеру Вуди Аллен срежессировал более пятидесяти картин. Зачастую его ленты схожи между собой, и пусть в них разглядываются отсылки на определенный перечень жанров, все равно почерк Аллена можно заметить с начальных сцен. Естественно, «Дождливый день в Нью-Йорке» исключением не стал, ведь даже подумать о такой мысли было бы глупо как минимум из-за названия, в котором упоминается самый любимый город Аллена, проживающего в нем всю свою жизнь.
С первых минут очень четко угадывается стиль режиссера: закадровый голос главного героя открывает картину, сходу напоминая десяток других работ Аллена. Спустя пару мгновений Шаламе, олицетворяющий в «Дождливом дне» молодую версию Вуди Аллена, начинает чувственно восхвалять родной (как для героя, так и для режиссера) Манхэттен, признается в любви Чарли Паркеру и строит масштабные планы по посещению как можно большего количества выставок искусства.
Сперва кажется, что смотришь колоризованный ремейк «Манхэттена» – одной из лучших картин Аллена, которую он сам чуть ли не презирает. Но путешествие по выставке работ режиссера лишь начинается, и чем дальше по хронометражу фильма, тем больше названий приходит в голову.
Волей случая приезд влюбленных совпадает с днем, когда мать Гэтсби устраивает эпатажный сбор родственников и случайных гостей, которые меряются достижениями в карьере и ценниками на своих платьях. Юноше, выступающему против претенциозности, не сильно хочется находиться в подобном обществе, поэтому, пока Эшли отлучается на интервью с режиссером, которое с часа растягивается на целый день, Гэтсби прогуливается по памятным местам, достаточно удаленным от места проживания родителей, попутно встречая призраков прошлого.
Творческий портрет персонажа
Несмотря на то, что Вуди Аллен снимает фильмы чуть ли не каждый год, его талант все равно не успевает растрачиваться, а картины ощущаются полноценными и насыщенными. В первую очередь это отражается на персонажах, характер которых режиссер раскрывает не только в диалогах, но и посредством множества деталей. Например, Гэтсби, не обделенный жизнью юноша, имеет некий внутренний конфликт, являющийся результатом несовпадения его взглядов с перспективами, возложенными родителями на худые плечи младшего сына.
В большинстве картин Аллена главный герой всегда человек творческий, и здесь, хоть Гэтсби и не видит своего призвания в плане деятельности, но касательно творчества он явный эстет: разбирается в искусстве, старой музыке, прекрасно играет на пианино. А еще он мастерский игрок в покер, что позволяет беззаботно тратить деньги на люкс в отеле или необычные пожелания для эскортниц.
Идущий по жизни налегке, Гэтсби переживает лишь о высокоморальных проблемах, заведомо возвышая себя над другими, и в итоге парень, выступающий против претенциозности общества, в котором вырос, сам начинает кичиться вопросами о вещах крайне несущественных и оттого довольно пафосных, вроде нынешнего творчества и представлений о любви. Гэтсби хотел бы жить в «золотой век», метафору которого Вуди Аллен так прекрасно описал в своем «Полночь в Париже». Тот же покер, например, пробуждает в юноше «ностальгию» по временам старого Нью-Йорка, полного букмейкеров и азартных игроков. Это подчеркивается и в контрасте с характером Эшли, скромной и умной, но заметно теряющейся перед большими улицами города и импозантными знаменитостями.
На пути героини Фаннинг также оказывается немало невероятных ситуаций (похожих своей завязкой на «Сенсацию» Аллена), по степени интереса зачастую превосходящих похождения её бойфренда, но, в силу нарочито упрощенного характера и поведения Эшли, складывается ощущение второстепенности персонажа. Она выглядит скорее как марионетка, ведомая по страницам истории встреченными персонажами с такой же легкостью, как опавшие листья порывами ветра. Это не делает Эшли менее интересной, даже наоборот, благодаря подобному образу старая подруга Гэтсби (Селена Гомес) предстает перед зрителем именно в том виде, в котором её видел Аллен. Старая, но рабочая формула.
Все гениальное – просто
Неизменными остаются и технические особенности работ Вуди Аллена. Фильмом, как и всегда, правят диалоги, в большинстве своем снятые длинным планом, а если герои замолкают, тут же начинает играть старый джаз. Все это действие режиссер приправляет кропотливой работой со светом, выполненной практически без искусственных источников, в совокупности выдавая зрителю крайне живое и пропитанное теплом произведение. Удивительно, как Аллену прекрасно удается совместить душевную атмосферу его любимого двадцатого века с современным миром, который выдают разве что марки проезжающих машин и периодически раздающиеся звонки айфона.
Тем не менее, это все тот же Аллен «новой волны». «Дождливый день в Нью-Йорке» выдался на удивление солнечным и чистым, где позитив и чистосердечность преобладают над едкой иронией, а главные герои в силу своего возраста еще не успели записаться на еженедельные посещения психоаналитика. Конечно, можно найти множество скрытых смыслов, таких как завуалированный жест в сторону движения #MeToo, так яростно обвиняющих режиссера в неподобающих действиях, или язвительный референс в сторону харрасмента.
Иронично, что жители Нью-Йорка так и не увидят картину на больших экранах. А вот российскому зрителю в этом плане повезло больше, и идти правда стоит. Прекрасный и удивительно меланхоличный мир Вуди Аллена жив и дышит полной грудью, вдохновляя и окрыляя каждой томной сценой. В конце концов, «Дождливый день» дарит неподдельное чувство счастья и одновременно меланхолии, что приходится как нельзя кстати в разгар хмурой осени.