«Джунгли» начинаются с излюбленного штампа российских киноделов – закадрового голоса. За ним скрывается Йосси Гинсберг (Дэниэл Рэдклифф) – молодой парень, который после службы в армии решает проверить себя на прочность и отправляется в Боливию. Там он встречает двух закадычных друзей Маркуса и Кевина. Вместе они отлично проводят время. Но Йосси не желает ходить по излюбленным туристическим направлениям. В этот момент их находит охотник и путешественник Карл, который предлагает им пройти сквозь джунгли и познать себя настоящих.
Йосси вернётся спустя почти месяц. Исхудавший, истощённый и очень голодный до жизни. Ещё три месяца потребуются на полноценное восстановление. Его ноги навсегда сохранили следы этого опасного похода. Впрочем, все лишения не выбьют из героя дух путешествий.
Зелёные непролазные джунгли, горная река, разбухшая от дождей и больше похожая на замешанный в мешалке строительный бетон, ядовитые змеи и тягучие трясины. Даже CGI-моделька ягуара, таящегося в кустах, хоть и заметно выдавала хромакей, но выглядела крайне эффектно. Создателям фильма удалось вызвать сопереживание герою, а для таких фильмов это крайне важно.
Психология и логика
Стараясь уделить больше времени формированию характеров главных героев, режиссёр пересказывает их совместные путешествия, убеждая нас в том, что они быстро сдружились. В итоге экспозиция выходит рваная, фокус вечно скачет с идеи на идею: то в радость, то в трипы. Здесь же появляется девушка, которая поит Йосси какой-то галлюциногенной жижей, отчего потом они, то ли переспят, то ли ему это всё только привидится.
Для чего был этот эпизод так и останется непонятно. Небрежно накидывая характеры персонажей, режиссёр остаётся практически безучастным к главному герою. Мы не понимаем мотивов Йосси, за исключением безумной жажды познания нового и неизведанного. Именно поэтому парень легко доверяет Карлу (роль исполнил немецкий актёр Томас Кречман) и перетягивает на свою сторону Кевина. И это всё ещё не завязка сюжета.
Погружаясь в пучину непролазных боливийских джунглей, ребята действительно осознают свою сущность. И здесь кроется главный конфликт и главная проблема фильма – на самом деле друзья не так и дружны. Кевин постоянно донимает Маркуса, Карл конфликтует за роль альфа-самца и предводителя стаи с Кевином, а Йосси… его позицию трудно понять. Он пытается дружить со всеми и производит впечатление лицемера. То договаривается плыть на плоту с Кевином, то вынуждает Маркуса согласиться на сплав с Кевином, сталкивая своих друзей лбами.
Впрочем, всё это совершенно не важно, потому что отношения персонажей не имеют последовательности действий. Герои ссорятся, мирятся и вновь орут друг на друга. Если судить по характерам героев, Кевин должен был бросить Йосси в лесу, Маркус остаться на реке, после того, как ребята разделились, а Карл – уйти в джунгли.
Один на один с природой
Впрочем, сольное выступление Рэдклиффа вытягивает слабую и затянутую первую часть картины. Горящие жизнью голубые глаза на измождённом и грязном лице – вряд ли возможно иначе передать всю силу человеческого духа. Остальные актёры, в том числе и Томас Кречман, не выдают чего-то экстраординарного, выполняя отпущенную сюжетом роль.
Конечно, показанные события, с одной стороны – не идут ни в какое сравнение с реальным путешествием Йосси по джунглям на протяжении 19 дней, с другой – большинство из показанных событий уже приобрели статус киношного штампа средней степени затёртости. Встречи со змеёй и ягуаром были предсказуемы, трясина (куда ж без неё) и вовсе выглядит этаким обязательным штришком в фильме про спасение из джунглей; дожди – налейте пару вёдер сверху; голодные глюки – здравствуй, Пятница! Всё выглядит чуточку по-киношному, впрочем, это не напрягает. Скорее, заставляет думать, что новое слово можно сказать лишь в ином контексте, как это сделал Инъярриту в «Выжившем».
Сопереживание
Ещё один солидный минус фильма «Джунгли» в том, что зритель заранее знает финал. Та же проблема была с «Выжившим» - благодаря растиражированности истории, тебе трудно переживать за героя. С ним случится множество ужасных вещей: голод, холод, потопы, болота, дикие звери, красные муравьи, жалящие, словно маленькие угольки из раскалённой печи. С ним точно не случится смерти. Зритель поднимается над историей и дистанцируется – а это самая главная проблема подобных фильмов. Чтобы погрузиться в мир героя, нужно быть с ним на равных.
В сухом остатке...
Как говорит Беар Гриллс – из любой ситуации есть выход, нужно лишь верить в себя. Именно об этом фильм «Джунгли». Понятно, что без приукрашиваний оригинальной истории не обошлось, однако почти двухчасовой фильм оставляет приятные впечатления. Если бы не затянутая завязка, когда создатели попытались включить философский подтекст в речь Карла, а также немотивированные поступки героев, фильм бы мог дотянуть до уровня «Выжившего». Впрочем, все минусы окупаются отличной игрой Рэдклиффа и фантастической съемкой природы.