Перед просмотром «Девушки, которая застряла в паутине» следует знать, что это уже пятый полнометражный фильм про героиню Лисбет Саландер, которую проще всего описать как женскую версию Карателя с большой любовью к гаджетам. Фактически эта героиня сольно охватывает широчайший спектр ролей — в ней угадывается и Джеймс Бонд, и Джон Уик, и Фрэнк Касл, и Джейсон Борн, но с поправкой на гендер. Черт, да этот персонаж достоин соперничества с самой Ларой Крофт!
Как известно, в 2009 году вышла шведская кинотрилогия «Миллениум», состоящая из фильмов «Девушка с татуировкой дракона», «Девушка, которая играла с огнём» и «Девушка, которая взрывала воздушные замки» с Нуми Рапас в главной роли. Чуть позже, в 2011 году состоялся выход американской адаптации «Девушки с татуировкой дракона» — со звездным составом в лице Руни Мары, Дэниела Крейга и Дэвида Финчера в кресле режиссёра.
И тут бы не запутаться, ведь спустя 7 лет выходит продолжение фильма 2011 года — но не «Девушка, которая играла с огнём», базирующаяся на второй книге цикла, а «Девушка в паутине», экранизация самой новой книги о приключениях хакерши Саландер. События второй и третьей частей шведской киноверсии как бы подразумеваются, но остаются за кадром. При этом команда актёров полностью новая, как и режиссёр. То есть продолжение одновременно является и перезапуском. Впрочем, авторы не пытаются утопить зрителя в информации, пересказав события прошлых фильмов — пусть лучше зритель сосредоточится на новой истории.
К слову о ней. По сюжету, талантливая хакер Лисбет Саландер соглашается помочь уволенному ученому и выкрасть его сверхсекретный проект из базы данных Агентства Национальной Безопасности США. Из-за вмешательства третьей стороны операция срывается, а жизнь Саландер оказывается на волоске — ей предстоит защитить гениального ребенка, хранящего ключ от всей этой головоломки, и попутно свести старые счеты с родной сестрой.
В отличие от Финчера, уругвайский режиссер Федерико Альварес делает ставку не на драму и саспенс, а на качественный экшен с изобретательной хореографией боевых сцен — что-то в духе фильмов про Джона Уика. В плане драмы новое кино сильно уступает фильму 2011 года, которое мастерски закручивало клубок напряжения в противостоянии с маньяком-антисемитом. Здесь же напряжения не вышло — мотивации героев предсказуемы, роли очевидны, а единственная драматическая линия с кровавым конфликтом сестер выглядит как довольно слабая попытка раскрыть человеческую сторону натуры Лисбет. Ее, между прочим, играет Клэр Фой, известная российскому зрителю по роли королевы Елизаветы II в сериале «Корона». Она стала третьей киноверсией новой иконы феминизма — именно так многие зрители воспринимают Лисбет, мстящую мужчинам за издевательства над женщинами.
С остальными акцентами режиссер, кажется, все-таки угадал: в новом фильме любовник Лисбет, журналист Микаэл Блумквист, отошел на второй план, в то время как в прошлых фильмах он постоянно крал у «Девушки» эфирное время. Остальные герои также служат пешками и помощниками Лисбет в достижении ее личной вендетты, делая все для того, чтобы у Лисбет были нужные инструменты для демонстрации своих гениальных многоходовок.
Помимо прочего, здесь есть и шок-сцены в духе Дэвида Финчера — многие наверняка помнят кадры расчлененного и сложенного в форме свастики кота из «Девушки с татуировкой дракона». Схожие «удары под дых» случаются за фильм пару раз, а один из эпизодов даже напрямую цитирует «Скайфолл» и его злодея Рауля Сильву. Режиссер не отказал себе в соблазне снять сцену, которая будет сниться впечатлительным зрителям в кошмарах. Съемочной группе даже удалось частично передать стиль бондианы, раскрыв его посредством необычных гаджетов и тупиковых ситуаций, из которых вопреки всему Лисбет находит выход.
Как ни странно, но главная претензия к фильму заключается в том, как именно Клэр Фой сыграла Лисбет Саландер. Ее героиня должна быть главной движущей силой франшизы — асоциальная, пренебрегающая правилами, неуравновешенная и отталкивающе-притягательная Саландер отлично получилась у Мары, и хорошо — у Рапас. У каждой по-своему, но все же с первой попытки. На фоне выдающейся игры предшественниц Клэр Фой словно стесняется, зажимается, и потому возникает ощущение, что актрисе неловко и неуютно в этом амплуа.
Как итог — хорошо зарекомендовавшая себя в роли царственной особы Клэр Фой с большим трудом показывает чувственную сторону хакерши, ее внутренний мир и тщательно скрываемую эмоциональность за панковским макияжем. При этом сверх-интеллект и умение драться не хуже агента 007 никуда не исчезли. Те зрители, которые ожидают увидеть отличный боевик с парочкой интересных ноу-хау, точно не будут разочарованы. Но тем, кто как я, надеялся увидеть развитие характера Саландер как одной из самых запоминающихся бунтовщиц в кинематографе, перед походом в кино стоит вооружиться изрядной долей скепсиса.
Именно по этой причине однозначный вердикт вынести очень сложно. В качестве боевика «Девушка, которая застряла в паутине» легко встает в один ряд с «Взрывной блондинкой» или «Ларой Крофт» 2018 года. А вот в качестве новой главы истории Лисбет… Пожалуй, для этой цели экранизацию книги Лагеркранца стоило доверить более опытному режиссеру, или все-таки пригласить на главную роль Натали Портман, с которой кинокомпания активно вела переговоры. Шанс исправить ошибки и подтянуть актерскую игру еще остался — при условии, что книга «Девушка, которая потеряла свою тень» получит киноверсию. А пока что остается наслаждаться хорошим экшен-фильмом с плохой драматургией.