10 января вечером Американская киноакадемия назвала своих номинантов. Сие событие было бурно встречено в кругах киноманов и любителей современного искусства кинематографии, однако после восторженных речей и ломаных копий с криками: «Почему Бэтмен не претендует на лучший фильм года!», я решил призадуматься, а все ли так радужно и что вообще за кандидаты претендуют в этом году на главный приз киноискусства.
Лучшая актриса второго плана
Салли Филд - «Линкольн»
Энн Хэтэуэй - «Отверженные»
Джеки Уивер - «Мой парень – псих»
Хелен Хант - «Суррогат»
Эми Адамс - «Мастер»
Не резон говорить, что киноакадемия не права и кого-то не выделила. Из перечисленных фильмов отсмотреть удалось лишь Мой парень псих, да и то урывками, поэтому отметить актерскую игру некоторых представителей попросту невозможно. Линкольн выходит только 24 января, Отверженные в начале февраля, о Мастере говорят много, но в России прокат начнется 14 февраля, а смотреть на греческом как-то не вдохновляет, поэтому выделить кого-то в этой номинации просто не могу. Уивер сыграла неплохо, но за «неплохо» Оскаров не дают, поэтому следует положиться на мнение киноакадемии, а как иначе?
Лучший актер второго плана
Кристоф Вальц - «Джанго освобожденный»
Филип Сеймур Хоффман - «Мастер»
Роберт Де Ниро - «Мой парень-псих»
Алан Аркин - «Операция Арго»
Томми Ли Джонс - «Линкольн»
Пожалуй, в этой номинации собран настолько мощный актерский состав, что актер первого плана просто отдыхает на этом фоне. Однако в этой номинации нужно выделить троих: Вальц еще в Бесславных ублюдках смотрелся прекрасно и передал образ ненавистника евреев настолько точно, что Станиславский бы одобрил; Хоффман в Мастере, по признанию западных кинокритиков многим напомнил, что является актером первой величины, а Роберт Де Ниро просто большой молодец, стараясь изо всех сил подбирать себе умные и серьезные проекты. Аркин хорош в Операции…, но все-таки Оскара, скорее всего, не получит. Уж больно сильны конкуренты.
Лучшая песня
«Ускользающий лед» — «Before My Time»
«Жизнь Пи» — «Pi's Lullaby»
«Третий лишний» — «Everybody Needs A Best Friend»
«007: Координаты Скайфолл» — «Skyfall»
«Отверженные» — «Suddenly»
Трудно сказать что-то об Ускользающем льде и Отверженных, однако все остальные претенденты меркнут перед композицией от Адель – Skyfall. Прекрасная песня, западающая в душу с первого же прослушивания.
Лучший композитор
«007: Координаты Скайфолл» — Томас Ньюман
«Анна Каренина» — Дарио Марианелли
«Жизнь Пи» — Майкл Дэнна
«Линкольн» — Джон Уильямс
«Операция Арго» — Александр Деспла
В списке лучших композиторов не оказалось места Хансу Циммеру из Возрождения легенды, что вызвало массу критики со стороны киноманов. В общем-то, причисляя себя к этим киноманам, хочу отметить, что Скайфолл отметился песней, но не композициями по ходу сюжета, в Арго музыка прекрасна, но до Оскара не дотягивает, а Линкольна посмотреть не довелось. Фаворитом среди номинантов нужно выделить Майкла Дэнна с саундтреком к Жизнь Пи и Дарио Марианелли с Анной Карениной. В то же время, не будем забывать, кто есть Джон Уильямс, и сколько наград имеет прославленный мастер в своей коллекции, так что главный приз должны разыграть именно эта троица.
Лучший звук
«007: Координаты Скайфолл»
«Джанго освобожденный»
«Жизнь Пи»
«Операция Арго»
«Цель номер один»
Ситуация примерно та же, что и с композитором, но тут все-таки определяют качество и чистоту звучания музыки (насколько понимаю), поэтому стоит поставить на Жизнь Пи, потому что OST там просто сумасшедший!
Лучший монтаж звука
«007: Координаты Скайфолл»
«Жизнь Пи»
«Линкольн»
«Операция Арго»
«Отверженные»
Создать и записать звук – это еще не все. Нужно еще поставить его в нужное место, чтобы мелодия подчеркивала тот или иной момент. Скорее всего, киноакадемия подарит премию одному и тому же лицу, что и в случае с Лучшим звуком, т.е. Жизнь Пи.
Лучшие визуальные эффекты
«Белоснежка и охотник»
«Жизнь Пи»
«Мстители»
«Прометей»
«Хоббит: Нежданное путешествие»
Самый тяжеловесный (если брать кассу) подбор соперников. Здесь собраны наиболее раскрученные и одиозные проекты, которые имели претензии на массового зрителя. И он выбрал Мстителей. Не удивлюсь, что и киноакадемия сделает тот же выбор, а из конкурентов отмечу Жизнь Пи и Хоббита. Все три проекта вышли напичканными прекрасными визуальными эффектами, а последний и вовсе передал несуществующий фэнтезийный мир… вот уже в четвертый раз.
Лучший короткометражный фильм
«Сейчас или никогда»
Asad
Buzkashi Boys
Death of a Shadow (Dood van een Schaduw)
Henry
Лучший короткометражный документальный фильм
Inocente
Kings Point
Mondays at Racine
Open Heart
Redemption
Лучший короткометражный анимационный фильм
«Бумажный роман»
«Симпсоны: Мучительная продленка»
Adam and Dog
Fresh Guacamole
Head over Heels
Три номинации в категории короткометражек я не берусь комментировать, так как не знаком ни с претендентами, ни с критикой этих проектов, поэтому их пропущу.
Лучшая актриса
Джессика Честейн — «Цель номер один»
Дженнифер Лоуренс — «Мой парень — псих»
Эмманюэль Рива — «Любовь»
Наоми Уоттс — «Невозможное»
Кувенжани Уоллис — «Звери Дикого Юга»
Боюсь, что и в случае с Лучшей актрисой второго плана не берусь утверждать. Претендентами будут Честейн и Лоуренс – настолько вдохновенно они вжились в свои роли, что не отметить их будет попросту неправильно. Кроме того, нужно отметить и прекрасную игру Эмманюэль Ривы в фильме Любовь и совсем юной Кувенжани Уоллис – одной из самых молодых номинанток. Исполнительнице главной роли Зверей Дикого Юга всего 9 лет.
Лучший актер
Брэдли Купер — «Мой парень — псих»
Дензел Вашингтон — «Экипаж»
Дэниэл Дэй-Льюис — «Линкольн»
Хоакин Феникс — «Мастер»
Хью Джекман — «Отверженные»
Вопреки расхожему мнению, Хоакина Феникса включили в список лучших актеров этого года за роль в Мастере. Однако это не поможет ему завоевать статуэтку. Крепиться уверенность, что возьмет ее Дэниэл Дэй Льюис, которого не отличить от реального Линкольна. Так уж получилось, что Дэниэл один из немногих актеров, который если исполняет какую-то роль, то обязательно попадает в яблочко, и список номинантов одновременно. В конкретно данном случае, нужно опираться на выводы зарубежных кино изданий, которые отдают уже сейчас Оскар с заявным преимуществом и никакие Джекманы не смогут ему это помешать.
Что касаемо остальных номинантов, то очень сильно сыграл Вашингтон в Экипаже. Роль в триллерах и боевиках вообще идет ему (на днях добрался до Дежа Вю – и он там крайне хорош), не зря человек дважды получал Оскары именно за подобные роли. Брэдли Купер был хорош в роли Пэта, но все-таки пока что актер не достиг того уровня мастерства, который позволяет отрывать Оскар у конкурентов. Надеюсь оказаться не прав.
Лучший режиссер
Бен Зайтлин — «Звери Дикого Юга»
Дэвид О. Расселл — «Мой парень — псих»
Михаэль Ханеке — «Любовь»
Стивен Спилберг — «Линкольн»
Энг Ли — «Жизнь Пи»
Трудно выделить кого-то из претендентов, ибо все сильные и прославленный режиссеры. Думаю, борьба пойдет между трио Ханеке-Спилберг-Ли. И если не дадут этот приз тайванцу, то уедет он в Европу (Францию или Австрию, в зависимости от принадлежности Ханеке к стране). Фильм Любовь очень мощен, философски хорошо поставлен и поднимает темы, которые очень любят снобы Американской киноакадемии. Спилбергу же пятый Оскар попросту не дадут, потому что это ПЯТЫЙ Оскар … ну куда ему столько?
Лучшая операторская работа
Клаудио Миранда — «Жизнь Пи»
Роберт Ричардсон — «Джанго освобожденный»
Роджер Дикинс — «007: Координаты Скайфолл»
Шеймас МакГарви — «Анна Каренина»
Януш Камински — «Линкольн»
Вот уж чью работу оценить непросто, так это операторов. Кому-кому, а им редко перепадает славы, за исключением подобных номинаций. Из списка фильмов явного лидера или фаворита выделить очень трудно, но я бы поставил на бессменного оператора Спилберга (Камински, разумеется), Ричардсона (это же Джанго!) и Миранду (Жизнь Пи прекрасен в плане операторской работы). Думаю, Дикинсу и МакГарви тут ловить нечего.
Лучший монтаж
«Жизнь Пи» — Тим Скуайрес
«Линкольн» — Майкл Кан
«Мой парень — псих» — Джей Кэссиди и Криспин Стразерс
«Операция Арго» — Уильям Голденберг
«Цель номер один» — Дилан Тиченор и Уильям Голденберг
Монтаж трудно оценивать: когда идет кино, смотришь на совсем другие факторы: игру актеров, работу оператора отчасти, режиссерский замыслы и следишь за сценарием. Вряд ли в современных фильмах будут серьезные проблемы с монтажем, однако даже в таком случае выбираются лучшие. Отдаю предпочтение Арго, хотя в этом плане Голденбергу проще – у него шансов вдове больше, чем у остальных.
Лучший дизайн костюмов
«Анна Каренина» — Жаклин Дюрран
«Белоснежка и охотник» — Коллин Этвуд
«Белоснежка: Месть гномов» — Эйко Исиока
«Линкольн» — Джоанна Джонстон
«Отверженные» — Пако Делгадо
Несмотря на откровенную посредственность, обе Белоснежки вошли в список лучших костюмов, при этом Облачный Атлас и Хоббит (в меньшей степени) остались за бортом, что вызывает лютую неприязнь. Остальные же три претендента смотрятся примерно на одном уровне с одинаковыми шансами, потому что передают различные исторические эпохи. Буду оригинален и поставлю на Отверженных. Дух Франции XIX века непросто передать, тем более с таким актерским составом, но судя по кадрам фильма, Пако Делгадо это удалось в лучшей степени.
Лучший грим и прически
«Отверженные»
«Хичкок»
«Хоббит: Нежданное путешествие»
Достаточно противоречивые чувства – с одной стороны нет Облачного Атласа, который определенно был проигнорирован киноакадемией неспроста, с другой стороны – самые оптимальные конкуренты для того, чтобы Хоббит взял единственно возможный Оскар (визуальные эффекты, скорее всего, ему не достанутся). Главным конкурентом является фильм Тома Хупера и больше из-за причесок XIX века.
Лучший оригинальный сценарий
«Королевство полной луны» — Уэс Андерсон и Роман Коппола
«Джанго освобожденный» — Квентин Тарантино
«Любовь» — Михаэль Ханеке
«Цель номер один» — Марк Боал
«Экипаж» — Джон Гэйтинс
Сильный подбор сценаристов в этой категории (в адаптивном сценарии тоже неплохой) и выделить фаворита, к сожалению, очень трудно. Многие фанаты Джанго сватают Тарантино в сценаристы, тем более, что Квентин пополнил копилку своих наград свеженьким Золотым Глобусом. Поставлю тоже, пожалуй, именно на него, если учесть насколько мощно он умеет закручивать фабулу. Кроме того, сильный сценарий был у Гэйтинса и Ханеке, куда ж без него.
Лучший адаптированный сценарий
«Жизнь Пи» — Дэвид Мэги
«Звери Дикого Юга» — Люси Алибар и Бен Зайтлин
«Линкольн» — Тони Кушнер
«Мой парень — псих» — Дэвид О. Расселл
«Операция Арго» — Крис Террио
Вот уж где собрался абсолютно равный подбор участников. Здесь даже Звери Дикого Юга не кажутся темными лошадками на фоне конкурентов. Породистые скакуны имеют неплохие шансы прийти на фотофиниш, но стоит отметить Жизнь Пи, Линкольна и Арго. Наиболее точные к книгам и до запятой проработанные сценарии, которые достойны статуэтки.
Лучший фильм на иностранном языке
Австрия — «Любовь», режиссер Михаэль Ханеке
Дания — «Королевский роман», режиссер Николай Арсел
Канада — «Ведьма войны», режиссер Ким Нгуйен
Норвегия — «Кон-Тики», режиссеры Хоаким Роннинг и Эспен Сандберг
Чили — «Нет», режиссер Пабло Ларрей
Многие уже сейчас отдают главный приз Ханеке, при этом говоря, что в основной номинации проект, ожидаемо, прокатят, но я бы не стал так категоричен. Норвежский Кон-Тики и датский Королевский роман вышли тоже очень и очень амбициозными и сбрасывать со счетов не стал бы.
Лучший анимационный фильм
«Паранорман, или Как приручить зомби»
«Пираты! Банда неудачников»
«Ральф»
«Франкенвини»
«Храбрая сердцем»
Анимационные фильмы в этом году вышли несколько слабее своих прошлогодних предшественников, но зато их список расширили до пяти проектов. Наиболее удачными стоит считать Ральфа, Франкенвини и Храбрая сердцем и стоит напомнить киноакадемии, что она не включила в этот список Хранителей снов – однозначно, один из лучших анимационных фильмов этого года. Скорее всего, победителем станет графическая новелла Франкенвини от Тима Бертона, но не исключая сюрприза в виде Ральфа.
Лучший фильм
«Джанго освобожденный»
«Жизнь Пи»
«Звери Дикого Юга»
«Линкольн»
«Любовь»
«Мой парень — псих»
«Операция Арго»
«Отверженные»
«Цель номер один»
Самая вкусная номинация, где представлены лучшие проекты ушедшего года. В принципе, фильмы можно спокойно разделить на две группы: фавориты и темные лошадки.
К фаворитам стоит отнести Джанго, Жизнь Пи, Линкольн, Любовь и Отверженные.
К темным лошадкам соответственно: Звери Дикого Юга, Мой парень – псих, Операция Арго и Цель номер один.
Почему я разделил так, потому что о «фаворитах» говорят на каждом углу и обсуждают в киноманской среде уже очень давно (примерно с ноября). Проекты не просто одиозны и привлекательны, они еще и сильны в философском и кинематографическом плане и почти наверняка победитель в этой номинации получит больше пяти премий. Кроме того, «фавориты» имеют лучшую продюссерскую раскрутку в Америке, а это весьма немаловажный факт (правда, Артисту на это оказалось наплевать в прошлом году).
При этом стоит отметить и тот факт, что победитель главной номинации, выходит в российском прокате уже в году следующем. Так было с Артистом и Королем, да и Повелитель Бури прошел «крещение рублем» уже в году 2010-м. Все это наводит на вполне определенные мысли.
Совпадение или нет, мы увидим 24 февраля. Именно тогда суровые Американские критики вынесут свой вердикт и раздадут главную премию года, окончательно превратив 2012-ый в историю.